Продолжение рассказа о мистификациях в мировой истории - и о странном молодом человеке, который появился в Лондоне в 1703 году. Он говорил на каком-то непонятном языке, называл себя Псалманазаром, принцем с острова Формоза (современный Тайвань) - и рассказывал совершенно фантастические истории о жизни на Формозе.
По его словам, главный продукт питания островитян - змеиное мясо, и поэтому все они долгожители. Весьма красочно Псалманазар рассказывал о том, как японцы захватили Формозу: японская делегация прибыла в сопровождении трехсот закрытых повозок, якобы с подарками - но на самом деле в повозках пряталось десять тысяч вооруженных солдат, по сигналу эти солдаты выскочили и мгновенно взяли в плен войско Формозы.
Жители Лондона почему-то не заметили, что это был просто пересказ истории Гомера о троянском коне, не заметили они и других нелепостей, и хитроумный житель Франции успешно изображал из себя принца Формозы двадцать лет.
Правда, ученые, специалисты по Востоку, давно уже стали ставить под сомнение рассказы принца Формозы – но обман вскрылся, лишь когда он уже был стариком. Выяснилось, что он никогда не уезжал дальше Европы, а формозский язык, на котором говорил, придумал сам.
Стоит сказать, что многие писатели, поэты и другие творческие личности придумывали слова на непонятном языке. Например, над Вагнером смеялись за придуманное им слово “вагалавайя”: это было первое слово в оперной тетралогии “Кольцо Нибелунга” - восклицание, с которым появляются русалки. В Германии XIX века это слово стало синонимом бессмыслицы.
Но тут мнимый восточный принц придумал не одно слово, а целый язык, со своей азбукой из каких-то иероглифов и грамматикой со сложными парадигмами глаголов. И подобных мистификаций вроде принцев с Борнео и Формозы в мировой истории – полно.
Многое мы знаем не так, как это было, а так, как это изобразили, придумали, приукрасили в летописях. Как это сформулировал Анатоль Франс в своем эссэ “Сад Эпикура”: “История – не наука, она – искусство, в ней только воображение - успех”.
Этим искусством превращать воображаемое в реальность в мастерстве владела королева Пальмиры. Она была одной из главных тем дипломатической переписки и разговоров в аристократических салонах Европы в начале XIX века.
Все говорили о загадочной женщине, которая правила в Сирии, о том, как 50 тысяч арабов провозгласили ее королевой Пальмиры.
В гости к ней во дворец приезжали европейские дипломаты, которые потом рассказывали, что королева умеет предсказывать будущее, занимается гаданиями, а в ее конюшне лошадям ноги моют с мылом каждый день.
На самом деле никакой восточной королевы Пальмиры не существовало. Это была англичанка Эстер Стенхоуп, племянница известного британского премьера Уильяма Питта, которая работала у него секретарем.
За время этой работы женщина успела полюбить большую политику, интриги – но после смерти Питта опять стала рядовой британской подданной. Леди Эстер смириться с этим не смогла – и решила создать свой мир большой политики интриг.
Она продала все свои имения и уехала на Ближний Восток. На вырученные деньги Стенхоуп построила дворец в районе старинной Пальмиры, взяла себе арабское имя и подкупила местные племена, чтобы они признали ее правительницей тех мест. Вот как описывал выезды самозванной королевы Пальмиры из дворца специалист по XIX веку венгерский историк Иштван Рат-Вег:
“В тюрбане, увешанная драгоценностями, она скакала верхом на лошади, ее сопровождали восемнадцать всадников, за ними следовали двадцать груженных багажом мулов, конюхи, погонщики - и целая армия слуг завершала этот пестрый караван. Народ с восторгом глядел на это великолепное зрелище”.
Но в конце концов деньги кончились, конюхи и слуги разбежались - и самозванная королева Пальмиры умерла в одиночестве в своем обветшалом дворце. Всю обстановку дворца к этому моменту уже успели растащить жители соседних селений.
В XIX веке англичанка придумала себе красивую биографию королевы Пальмиры – а в наши дни примером подобных красивых приукрашиваний и мистификаций являются, например, биографии основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и его потомков. Но подробнее об этом - в следующей публикации.