Пивко, пивчинский, пивасик… Как много нежных, ласковых имён у этого напитка.
В советском кино появление на экране кружки пива (а чаще двух или трёх) означало либо предстоящий мужской серьёзный разговор, либо перемену состояния героя: от чернухи – к просветлению, от депрессии – к расслабону, от непонимания - к пониманию.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (режиссёр - Эльдар Рязанов, 1975 год)
Наиболее известный и любимый в отечественном кино эпизод, где герои пьют пиво – эпизод, который мы ежегодно пересматриваем» тридцать первого декабря. Неудивительно, что многие помнят наизусть все реплики Жени Лукашина и его друзей.
Помним мы и о том, что снимали эту сцену не в знаменитых московских «Сандунах», а в цокольном этаже «Мосфильма». По одной из версий, рассказанных участниками событий, в кружках было настоящее пиво, а в бутылках – настоящая водка, так что в процессе съемок актёры, действительно, охмелели, кроме Буркова, который был в завязке. Часть дублей пришлось переснимать на следующий день. В итоге получился эпизод не просто смешной, а архетипический, фиксирующий национальный характер в одном их самых ярких его проявлений.
«Кавказская пленница» (режиссёр - Леонид Гайдай, 1966 год)
Знаменитая тройка – Никулин, Вицин, Моргунов (Балбес, Трус и Бывалый) появляется в фильме в тот момент, когда нужно совершить первое коллективное действие – выпить пива. И не потому, что трубы горят, а чтобы почувствовать всю прелесть утра. «Жить, как говорится, хорошо», - пытается цитировать Маяковского тянущийся к интеллигентности Трус, и его слова подхватывает Балбес, прилагая один афоризм к другому: «А хорошо жить ещё лучше».
Чуть ранее следует замечательный гэг с пивной кружкой, которую Трус по инерции передаёт местному «синяку», а поняв, что остался без пива, тут же эту кружку отбирает, не встретив ни сопротивления, ни обиды. Опять же, как говорится, Бог дал – Бог взял.
«Берегись автомобиля» (режиссёр - Эльдар Рязанов, 1966 год)
Два великих (без преувеличения) русских драматических актёра - Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов – играют в кинокомедии, и с их участием фильм становится значительно большим, чем просто невероятная история современного городского Робина Гуда, честного угонщика железных коней, принадлежащих взяточникам, спекулянтам и жуликам. Комедия превращается в притчу.
Следователь и преступник ведут разговор в пивном баре. Желание продлить этот момент по-человечески вполне объяснимо: «Вряд ли меня будут так кормить в тюрьме», - говорит Деточкин. Пострадавший от рук благородного вора мордастый директор заведения подозревает, что пришла ревизия и приказывает подать фирменное пиво, усиленное водкой. В результате антагонисты становятся друзьями и союзниками, а выходя из бара, проникновенно поют: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»
«Бриллиантовая рука» (режиссёр - Леонид Гайдай, 1968 год)
Ситуация, похожая на ту, что была в фильме «Берегись автомобиля». Только там нужно было подпоить обоих героев, а здесь Геша Козодоев (Андрей Миронов) пытается довести до кондиции носителя контрабанды Семёна Семёновича Горбункова (Юрий Никулин). От коньяка и водочки Сеня отказывается, и тогда Гоша угощает его «ершом» - убойной смесью водки и пива. А дальше – пошло, поехало. И в голове только один вопрос: «Зачем же я так напился?»
Ходили легенды, что ресторан «Плакучая ива», где загул граждан Горбункова и Козодоева закончился разгулом, якобы снимали в Сочи. Однако достоверно известно, что декорации ресторана построили в одном из павильонов «Мосфильма».
«Семь стариков и одна девушка» (режиссёр - Евгений Карелов, 1968 год)
Старый добрый кинематограф, который позволял героям-маскам, игравшим в фильмах одного режиссёра, без каких-либо осложнений сниматься в картине другого режиссёра. Сегодня в таких случаях набегает команда юристов и начинает ковровую бомбардировку словами «франшиза» и «бренд». В «Семи стариках…» почти зеркальное отражение сцены из «Кавказской пленницы» - та же антиобщественная троица (Никулин, Вицин, Моргунов) пьёт бочковое пиво. В том фильме они ещё не знают, что будут воровать невесту, в этом фильме – уже спланировали ограбление инкассатора. Там пивом встречают утро новых возможностей, здесь пивом скрепляют готовность вместе идти «на дело».
Совершенно немыслимая сцена в наши дни запрета на рекламу алкоголя – влюблённый в спортивного тренера студент Володя (Валентин Смирнитский) восклицает, обращаясь то ли к окружающим, то ли к зрителям: «Граждане! Пейте пиво! Оно вкусно и на цвет красиво!» Пройдёт каких-то двадцать лет, и страна ударится в другую крайность – антиалкогольную кампанию, начатую абстинентом Горбачёвым.
Продолжение следует…