Как не заразиться коронавирусом в самолете? Безопасно ли вообще путешествовать этим летом? Пока однозначных ответов нет. Но есть несколько экспертных мнений.
Скорее всего, авиаперевозки — к которым мы привыкли, хорошо знаем и отчаянно скучаем по ним — не будут прежними. Об этом размышляют журналисты издания Recode (Vox).
Допустим, вы отложили свой отпуск на будущий год и никуда лететь не собираетесь, даже при условии полного открытия границ. Но никто не отменяет рабочие поездки и поездки, обусловленные житейскими проблемами: от празднования 90-летия любимой бабушки, живущей в далеком городе, до заманчивого оффера, требующего переезда в другую часть света. Как безопасно чувствовать себя в самолете в условиях пандемии коронавируса и после нее?
Авиаотрасль сделает все возможное, чтобы вернуть пассажиров в небо, но владельцы авиакомпаний хорошо понимают, что на восстановление прежнего потока могут уйти годы. Если это вообще возможно. И уже сейчас ясно, что в долгосрочной перспективе стоимость перелета будет сильно отличаться от привычной.
Какие меры нужно принять вам?
Узнать заранее об эпидемиологической обстановке в стране (регионе), в которую вы направляетесь.
Не пренебрегать мерами личной защиты (маска, санитайзер, мытье рук с мылом).
Соблюдать дистанцию не менее 2 метров с другими людьми.
Не забыть лекарства, которые вы обычно принимаете.
Какие меры будут принимать аэропорты и авиакомпании?
Все меры, направленные на минимизацию личного контакта (персонала и пассажиров) и контакта с различными поверхностями. Новые бесконтактные технологии помогут защититься от вируса, существенно сократят время от регистрации до посадки в самолет, а также расходы на персонал для аэропортов. Многие сотрудники аэропортов при этом лишатся работы, однако компании пойдут на это, чтобы снова посадить людей в самолеты, максимально обеспечивая их безопасность.
Онлайн-регистрацией на рейсы уже никого не удивишь. Этот способ выбирали многие пассажиры без багажа, которые не хотели стоять в очереди к стойкам, и до распространения коронавируса. С багажом сложнее, здесь придется что-то придумывать. Например, авиакомпания United Airlines уже тестирует бесконтактную технологию регистрации багажа в 4 аэропортах. Пассажиры с помощью приложения в смартфоне регистрируют багаж в специальном бесконтактном киоске, а затем идентифицируют и получают его в аэропорту прилета с помощью QR-кода.
Авиакомпании также намерены использовать технологии распознавания лиц для подтверждения личности при сдаче багажа — в сочетании с постоянными или RFID-метками для сумок и чемоданов. Австралийская компания Elenium, специализирующаяся на технологическом оборудовании для аэропортов, уже представила бесконтактный киоск с биометрической идентификацией. Управлять им можно с помощью поворотов головы и голосовых команд. Правда, распознавание лиц может быть не настолько эффективно, если человек носит маску, но эту проблему специалисты компании намерены решать.
Пассажиры должны быть готовы к рутинным проверкам температуры и опросам о симптомах. Даже учитывая массовое бессимптомное носительство COVID-19 и то, что высокой температурой могут сопровождаться другие заболевания, от этой меры вряд ли откажутся. Не исключено, что в некоторых случаях пассажиры будут проходить перед полетом экспресс-анализ на наличие коронавирусной инфекции. Кажется фантастикой, но авиакомпания Emirates Airlines проводила такое тестирование еще в апреле.
Возможно, в дополнение к показателям температуры будут измерять артериальное давление и сердечный ритм, применяя те же бесконтактные технологии. Уже сейчас интересный продукт есть у компании Clear, которая специализируется на создании и внедрении биометрических идентификаторов. Идентификация с помощью ее приложения Health Pass позволяет подтверждать COVID-статус работника и быстро передавать информацию о его здоровье на этапе пропуска в здание. Сейчас Clear ведет переговоры о внедрении своего софта с представителями туристической отрасли.
Сканирование лиц — это не только предотвращение террористической угрозы, но и бесконтактные платежи в магазинах и кафе аэропортов, пропускной контроль в VIP-залах, а также инструменты, обеспечивающие социальное дистанцирование. Сейчас в некоторых воздушных гаванях уже используется технология управления пассажиропотоком iQueue от компании iinside. С ее помощью проводится удаленный мониторинг пассажиропотока, особенно на контрольно-пропускных точках, а ее дополнение — программа SafeDistance — помогает следить за соблюдением социальной дистанции.
Итальянская компания Aviointeriors, которая занимается разработкой интерьерных решений для самолетов, предложила еще одну идею: откинуть среднее кресло назад и, так же как Барджо, разделить пространство между пассажирами прозрачными панелями. Недостаток этой конструкции в том, что человек, располагающийся на среднем кресле, оказывается лицом к пассажирам, сидящим сзади.
Однако несколько авиакомпаний уже заинтересовались второй разработкой Aviointeriors, здесь сохранен ряд кресел и установлены прозрачные панели между пассажирами и над ними.
Одновременно авиакомпании самостоятельно усиливают все возможные меры защиты пассажиров и персонала. Так, авиакомпания Delta Air Lines использует на своих бортах портативные электростатические распылители дезинфицирующих составов.
Пандемия COVID-19 изменила наш мир навсегда. Многих больше нет рядом. У оставшихся меняются привычки, подходы, взгляды или вообще вся жизнь. Пока к свету, что чуть брезжит в конце этого туннеля, мы идем наощупь. Сейчас сложно что-то планировать, думать о перспективах и особенно тяжело отказаться от привычного отдыха. Если ты работал весь год, сидел несколько месяцев в самоизоляции, единственное желание — собраться, долететь, упасть и лежать в шезлонге. Этим летом, к сожалению, придется «есть слона по частям». Пока рекомендуется избегать любых дальних путешествий (на самолете, поезде, автобусе, автомобиле), если они не обусловлены срочной необходимостью. Ждем.