Найти в Дзене

4. Как создавалась башкирская советская литература. Что было при Валидове?

После гражданской войны территория Российской империи была поделена между национальными республиками, в том числе. Во всех них в правительстве былди люди коренной национальности с дореволюционным стажем работы на большевиков.

Единственным исключением был Башкортостан, где власть взяли башкиры во главе с Валидовым, среди них не было агентов большевиков.

Почему так случилось? Единственным ответом является то, что большевики и те, кто стоял за ними, не планировали создать республику башкир. Они хотели создать штат Идель Урал, где верховенство взяли бы татары. Однако вновь созданная разношерстная нация воевала не хотела и не умела. Нация торгашей и дворников оказалась к этому не способна. Поэтому большевик волей неволей согласились с Валидовым, но сделали все, чтобы выхолостить содержание Башкирской автономии.

Но какое-то время валидовцы были у власти. Что произошло с литературой в это время?

Пример писателя

Чтобы это понять, лучше всего обратиться к деятельности писателя Даута Юлтыя.

Даут Исхакович Юлтыев родился родился 6-го апреля (18 апреля по новому стилю) в 1893 году в деревне Катай вблизи реки Ток, что находилась неподалеку от села Юлты (на данный момент село Юлты Красногвардейского района Оренбургской области) в бедной крестьянской семье. Учился в медресе родной деревни и в Сорочинском медресе. Работал учителем в д. Юлты.

В 1914 году был призван на фронт Первой Мировой войны.

В царское время в начале ХХ века призывали в армию в возрасте 20 лет https://amarok-man.livejournal.com/197425.html

После этого сообщается, что Даут Юлтый воевал в Первую Мировую, а затем на фронтах гражданской войны.

Мог ли он стать поэтом в краткий период юности? Нет, потому что для этого нужна соответствующая атмосфера, нужно литературное окружение.

Мог ли он стать поэтом на войне и в годы гражданской войны? Нет, потому что там надо было воевать. Он даже то, что знал, должен был забыть.

Далее сообщается, что он работал в газете «Кзыл юлдуз», выходившей в Оренбурге. В 1920 году был военным комиссаром и секретарём Ток-Суранского кантонного комитета РКП(б) (сейчас это территория нескольких районов Оренбургской области). В 1921 году в Стерлитамаке вышел первый сборник стихов «Мелодии Урала». В 1925-1926 гг. учился в Москве в Институте красной профессуры. Работал редактором газеты «Башкортостан» (1921), журнала «Октябрь» (Уфа), участвовал в создании Союза писателей Башкирии.

С 1921 года Даут Юлтый работал редактором газеты «Башкортостан». В конце 1921 года избран делегатом Всероссийского IX съезда Советов, встречался и беседовал с В. И. Лениным.

В 1926 году окончил Институт красной профессуры. Работал в структуре ВКП(б), также активно занимался литературной, журналистской и издательской деятельностью.

Достаточно заглянуть в его тексты, как стразу станет ясно, что его стихи – это агитки против войны за большевиков, это не поэзия.

Что еще говорится о его творчестве в официальных данных?

Из-под пера поэта выходят яркие, наполненные пафосом борьбы и труда произведения – поэма «Сказка о нефти», «Айхылу», «Майсара». Как прозаик, Даут Юлтый ярко раскрылся романом «Кровь», замечательными рассказами «Маленький Кутуш», «Камиля» и другими. Даут Юлтый является и видным драматургом. Его пьесы, начиная с «Карагула» (1920), были поставлены на сценах многих театров. Писателем и общественным деятелем Башкирии написано много интересных и ценных статей по вопросам истории и теории башкирской литературы и народного творчества. Вот почему в национальной культуре глубок и неизгладим след Даута Юлтыя – одного из основоположников башкирской литературы и одного из организаторов печатного дела в республике.

https://mozaika.ufa-lib.ru/index.php?id=66

Вот что сам Юлтый писал об этом:

Д. Юлтый об этом говорил: «Когда я приехал в Стерлитамак и ушёл с головой в газетную работу, мои стихи вновь обрели «кам­панейский» характер. В то время проводились бесчисленные поли­тические кампании. А к каждой кампании требовалось выпустить специальный номер. По обычаю тех лет присутствие стихотворе­ния в таком номере – закон. Если под рукой не окажется соответ­ствующего произведения, то сам, не боясь уронить свое редактор­ское достоинство, прямо в типографии садишься писать стихи.

Стихотворение не дописано, не собрано, а верстка продолжается -для стихов оставлено место… В то время стихи большей частью писались именно в таких условиях».

https://www.bashculture.ru/archives/78

То есть перед нами партийный чиновник, мобилизованный на службу. Пишет он агитки. Каким же образом из-под его пера выходят роман и пьесы?

Кем был Даут Юлтый?

Если мы займемся вопросом, кто были революционеры, то мы увидим, что практически все они были родственники, выходцы из узкого круга людей. Кроме того, мы увидим, что среди башкир не было ни одного революционера.

Откуда же тогда взялся единственный революционер с дореволюционным стаже среди башкир Даут Юлтый? Ответ прост – он не был башкиром, иначе его бы просто не взяли на тайную работу. Учитывая, что они дружили с Мажитом Гафури, что они похожи внешне, то это скорее всего родственники. И оба не башкиры, а просто люди, направленные на работу среди башкир.

История с Мухаметшой Бурангуловым

Согласно официальным данным, Даут Юлтый до 1920 года был военным комиссаром и секретарём Ток-Суранского кантонного комитета РКП(б).

И там же работал писатель Мухаметша Бурангулов - В 1917—1920 гг. заведующий отдела народного образования и председателем кантонного исполнительного комитета в Ток-Суранском кантоне Башкирской АССР.

Однако он ни слова ни сказал о том, что работал с Даутом Юлтыем!

Зато в заявлении о приеме в Союз советских писателей Башкирии он с горечью писал: «Пьесы, которые я давал к постановке в театрах или к выпуску в печати издательством, присваивались и выпускались разными проходимцами. Например, в 1918 году я сдал директору Казанского театра А.Кирееву рукопись пьес «Ашкадар» и «Зянгяр шаль». Пьесу «Зянгяр шаль» присвоил Карим Тинчурин, который тогда работал с А.Киреевым. В 1919 году мою пьесу «Карагул», переданную мной руководителю Башкирского театра Муртазину, присвоил Д.Юлтый, изменив отдельные места (действительно, в энциклопедии «Башкортостан» пьеса «Карагул» числится за Д.Юлтыем. — Р.В.). Он же в 1927 году присвоил другую мою пьесу «Ялан Яркей», сданную в Башгостеатр. Мою пьесу «Башкорт туе» присвоил В.Муртазин. О двух последних пьесах я подал в суд. Суд признал меня автором пьесы «Ялан Яркей» и соавтором пьесы «Башкорт туе» вместе с Муртазиным. Решение суда о соавторстве было незаконно. Это получилось потому, что тогдашние авторитеты, такие как Даут Юлтый и Губай Давлетшин пошли в суд в качестве свидетелей на стороне Муртазина».

http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/108148-1-radik-vahitov-ural-batir-sudba-sesena-epos-ural-batir-kak-drugie-bashkirskie-kubairi-skazaniya-peredavalsya-ust-usta-m.php

Как такое могло случиться?

Деньги, деньги

Таким образом получается, что Мухаметша Бурангуллов был частью легенды Даута Юлтыя и поэтому ему простили то, что он якшался с Валидовцами. Соответственно, у них были короткие взаимоотношения.

Вот что сообщается о Бурангулове:

В 1921—1924 гг. работал учителем сельской школы в родной деревне.

В 1924—1937 гг. преподаёт башкирский язык и литературу в школах и техникумах Башкирской АССР.

То есть он не без оснований боялся за себя, что скрывался в сельской местности. Но в это же время он написал множество пьес. И вот одну изх них и «подарил» Дауту Юлтыю. Разумеется, не бесплатно. Думаю, что все пьесы, которые приписываются Юлтыю, написал Бурангулов. Юлтый их просто не мог написать. А Бурангулов лепил как из глины. Стоит их сравнить, как правда вылезет наружу.

Аппетит приходит во время еды

Уфа, как известно, два раза переходили из рук в руки белых и красных, и многие интеллигентные люди ушли вместе с белыми. Многие, но не все. До революции в Уфе было множество отличных русских писателей. Об этом можно почитать в газете Истоки, где мы публиковали серию материвлов краеведа Я.Свице.

И вот кто-то из них остался и тоже «подарил» Дауту Юлтыю роман «Кровь». Не случайно вторая часть романа была найдена на русском языке, а на башкирском - нет. Должно же было быть наоборот, не так ли?

Таким образом Даут Юлтый публиковал книи произведений, которые ему не принадлежали. Получал за это деньги,делился с «неграми». И всем было хорошо.

Но ни поэтом, ни писателем он не был, он был просто пропагандист.

В качестве пропагандиста и партийного работника он и был расстрелян в 1938 году.

Что же было в годы валидовщины?

Ответ прост- никакой литературы валидовцы не создали, просто не успели. Все их сторонники были либо расстреляны, либо разбежались. А бал правили агитаторы и пропагандисты. Вот так!