Найти в Дзене
Классическая музыка

Симфония №2. Иоганнес Брамс

«Никакого косого взгляда на иностранные области искусства, никакого застенчивого или дерзкого попрошайничества со стороны поэзии или изобразительного искусства – все сформировано и функционирует чисто музыкально. Это произведение является неоспоримым доказательством того, что по-прежнему можно писать симфонии после Бетховена, и делать это в старых формах, на старых основах» – это восторженные слова влиятельного музыкального критика Эдуарда Ханслика посвящены Второй симфонии Брамса. После многих лет борьбы с симфонической формой, а также с собственными сомнениями в себе, Брамсом был совершен прорыв в жанре. В этой работе тень симфонического гиганта Бетховена была окончательно отброшена. Контраст между Первой и Второй симфониями с одной стороны очевиден, не только с точки зрения продолжительности процесса композиции, но и с позиции драматичности и трагедийности против лиризма и жизнерадостности в Первой. Однако более пристальный взгляд на отточенные сцены ре-мажорной симфонии значительно

«Никакого косого взгляда на иностранные области искусства, никакого застенчивого или дерзкого попрошайничества со стороны поэзии или изобразительного искусства – все сформировано и функционирует чисто музыкально. Это произведение является неоспоримым доказательством того, что по-прежнему можно писать симфонии после Бетховена, и делать это в старых формах, на старых основах» – это восторженные слова влиятельного музыкального критика Эдуарда Ханслика посвящены Второй симфонии Брамса.

После многих лет борьбы с симфонической формой, а также с собственными сомнениями в себе, Брамсом был совершен прорыв в жанре. В этой работе тень симфонического гиганта Бетховена была окончательно отброшена. Контраст между Первой и Второй симфониями с одной стороны очевиден, не только с точки зрения продолжительности процесса композиции, но и с позиции драматичности и трагедийности против лиризма и жизнерадостности в Первой. Однако более пристальный взгляд на отточенные сцены ре-мажорной симфонии значительно снижает резкость первоначальной оценки. На это указывают и высказывания композитора своему издателю о «новом прекрасном чудовище» и в письме немецкому композитору Винсенту Лахнеру о «необходимой тени над веселой симфонией». Действительно, слушатель не должен принимать пастырскую идиллию за чистую монету.

Это многогранная, в меру философская симфоническая работа о противоречивости бытия, а главное – о борьбе с собственными сомнениями и страхами. Хрестоматийный образец романтизма, где музыкальная мысль отошла от демонстрации общественного настроения в сторону личных дум.

Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus