Найти в Дзене
Классическая музыка

Симфония №6. Антон Брукнер

Всегда впечатляет необузданная мощь, проявляющаяся в простых явлениях природы, в её основных образах и «действиях». Именно поэтому 6 симфония Антона Брукнера – последнего венского романтика по наполнению – представляется чем-то вроде монумента, посвящённого миру вокруг нас. Если судить о симфонии в целом, то можно сказать, что она действительно смелая и жизнеутверждающая, так как в ней композитор восхищается красотой мироздания, его величиной, качеством и объёмом, что наблюдается из его биографии. Вся симфония представляет собой открытие природы во всей своей полноте. Перед слушателем проносятся образы громад и пылинок, деревьев, водопадов, морей, скал, вершин, животных, ландшафтов – всё это планета Земля, непосредственное мироздание, которым восхищается буквально каждый тонко чувствующий человек. Брукнер выражает патетично истинное и неподдельное восхищение перед чудесами живого и неживого мира словно ребёнок, впервые увидевший огромный мыльный пузырь и своё в нём отражение. Перед н

Всегда впечатляет необузданная мощь, проявляющаяся в простых явлениях природы, в её основных образах и «действиях». Именно поэтому 6 симфония Антона Брукнера – последнего венского романтика по наполнению – представляется чем-то вроде монумента, посвящённого миру вокруг нас. Если судить о симфонии в целом, то можно сказать, что она действительно смелая и жизнеутверждающая, так как в ней композитор восхищается красотой мироздания, его величиной, качеством и объёмом, что наблюдается из его биографии.

Вся симфония представляет собой открытие природы во всей своей полноте. Перед слушателем проносятся образы громад и пылинок, деревьев, водопадов, морей, скал, вершин, животных, ландшафтов – всё это планета Земля, непосредственное мироздание, которым восхищается буквально каждый тонко чувствующий человек. Брукнер выражает патетично истинное и неподдельное восхищение перед чудесами живого и неживого мира словно ребёнок, впервые увидевший огромный мыльный пузырь и своё в нём отражение. Перед нами с устрашающей высоты о землю разбиваются водопады на тысячи стёклышек, волны врезаются в остроконечные скалы, могучие заснеженные вершины смеются над попытками их покорить и, раскатами сметая с себя назойливую обезьяну, допускают наблюдателя с пытливым умом и острым взглядом познать свою суть. Именно таким наблюдателем стал Антон Брукнер, который во всех проявлениях жизнедеятельности камня, воды и холода увидел ничтожность человека, который за пеленой тысячелетних обманов и мифологем разглядел жалкую попытку создать из себя бога – мелкое и глупое существо, синтетическое во всех своих проявлениях, но сохраняющее тягу к идеалу. Но что же стало с глазами наблюдателя от таких «неприятных» мыслей? Он плачет, и это слёзы благоговейной радости, ведь он постигает сущность всех этих громад – становиться символом мощи, недоступной для большинства живых организмов. Облегчает, что грубая сила такого рода мироздания так же сильна, как и бездейственна, – она была и будет всегда фоном для жизни, фоном для борьбы.

Симфония, охватывающая целиком доступный нашему зрению мир, пронизана тонкой нитью познания, ведь именно познание сути, (платоновской) идеи и даёт ему такой колоссальный материал. Сначала сдержанно, потом всё с большей и большей жадностью композитор погружается в пучины, покоряет вершины, взмывает к облакам и с этой высоты абстракции оглядывает весь мир. Познакомившись с неживой природой, он наблюдает животных, наблюдает их жестокое взаимодействие и их бесконечное стремление выжить. И здесь, как мне кажется, религиозному Брукнеру открылась простая истина: человек, являющийся наиболее подобным богу существом, есть вершина мистического акта сотворения вселенной (как тогда по-другому объяснить финал симфонии?). С этим-то осознанием, словно благословление, снисходит на романтичного наблюдателя и такая мысль: свобода есть ответственность. Человек свободен лишь постольку, поскольку на его плечах лежит ответственность за буквально всё, потому что лишь он способен познавать объекты in abstracto и становиться их «собеседником». Почему финал так оптимистичен и жизнерадостен? Потому что Брукнер признаёт за человеком право нести ответственность с честью и гордостью, ведь нести такой груз – самое настоящее счастье (другими словами, нести в себе мир!).

Слушая произведение, слушатель оказывается в самой середине урагана жизни – не жизни человека, не истории любви или дружбы, а посреди вневременного конфликта дня и ночи; слушатель – дитя этого конфликта, рождённое не в законном браке, а в противостоянии, ведь слушатель прежде всего человек.

Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus