Моисей Вайнберг – незаслуженно забытый композитор. Его редко исполняют, о нем мало говорят. Вы его можете знать по работе к фильму «Летят журавли». Именно в тот период, а далее в шестидесятые, наступают «золотые годы» для творческой самореализации композитора.
На протяжении творческой жизни музыканта, как он прибыл в Москву в 1943 году, его всячески поддерживал Дмитрий Шостакович, с которым у Вайнберга сложилась тесная дружба. Позже эта связь, возможно, сыграла с ним злую шутку. Вайнберг оставался в тени своего «старшего брата», а современники его называли «маленьким Шостаковичем». Сегодня, когда музыка обоих композиторов доступна широкому кругу слушателей, легче узнавать не только о сходстве, но и о различии двух авторов.
Моисей Вайнберг, используя в своих произведениях элементы еврейского, польского и молдавского фольклора, создал личный стиль, абсолютно субъективный и автобиографичный. В то время как многие считают Шостаковича музыкальным летописцем своей эпохи, дающим саркастически отстраненный и часто нигилистический комментарий к историческим событиям, Вайнберг рассказывает свою личную историю. Несмотря на все упреки и обвинения, связанные с подражательством, в музыке Вайнберга всегда сформулировано примирительное послание надежды, которое подобно свету рассеивает настроения безвыходности, коих так много в музыке Шостаковича.
Эта надежда выражена в более чем 150 произведениях Вайнберга. Мы хотим вспомнить лишь два из них – Концерт для скрипки соль-минор (соч. 67) и Сонату для двух скрипок (соч. 69). Обе работы датируются 1959 годом.
Концерт для скрипки Вайнберг написал для знаменитого скрипача Леонида Когана. Шостакович с энтузиазмом отзывался об этом произведении: «Я глубоко впечатлен <...> Это выдающееся произведение в прямом смысле этого слова». Конечно, в этой работе присутствуют сходства с работами Шостаковича, в частности с его Первым скрипичном концертом, концептуальный подход которого демонстрировал симфонические устремления. Тем не менее, у Вайнберга солирующий инструмент постоянно выходит на первый план, бросая вызов оркестру. Первая часть, не имея оркестрового вступления, начинается с лаконичной основной темы скрипки, подстегиваемая безжалостным движением струн. Музыка успокаивается в рефлексивной второстепенной теме с ее волшебным аккомпанементом целесты-арфы. Своего же эмоционального пика концерт достигает в третьем фрагменте – Адажио. Музыка расслаблена, но в то же время полна печали. Именно здесь Вайнберг отсылает нас к своей биографии: о том, как он бежал от немцем, оставив свою семью, которая, как он узнал много лет спустя, была убита в нацистском трудовом лагере. В финале концерта, среди мотивов, можно сказать, прокофьевского марша, слышна цитата из 25-й симфонии Моцарта. Это и есть вайнберговский оптимизм, надежда на светлое будущее, которую он черпал в музыке великого классика.
Всего через несколько месяцев после завершения Скрипичного концерта, Вайнберг пишет Сонату для двух скрипок. По сравнению с концертом, соната является строго классической. Здесь автор предвосхищает интимный характер сольных произведений уходя в самоанализ. В этой работе композитор обращается к сицилианским мотивам Баха и Моцарта. Финал же произведения во много напоминает завершение фортепианного квинтета Шостаковича (соч. 57). Вайнберг здесь охватывает целую эпоху музыкального развития, от мотивов барокко и классицизма, к ревущему модернизму...
Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus