Зимний дворец в XVIII-XX веках был главной резиденцией династии Романовых. Российские императоры и императрицы были в разной степени набожны, но все непременно соблюдали православные традиции. В каждой царской резиденции обязательно строили домовые церкви, в Зимнем дворце была построена, как ей и положено по статусу, Большая церковь для императорской семьи. Её позолоченный купол и сейчас сверкает над Зимним дворцом. Крест над куполом можно увидеть с Дворцовой площади.
Большая домовая церковь строилась в 1755-1762 годах одновременно с возведением Зимнего дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.
Интерьер Большой церкви был создан Растрелли в стиле елизаветинского барокко. Сама Елизавета не увидела построенной для неё церкви, она умерла 25 декабря 1761 года. Архитектор Растрелли был уволен в 1762 году, сразу после воцарения Екатерины II. О смене архитекторов можно прочитать в моей статье "Зимний дворец. Фотоочерк с историческими фактами".
В 1837 году убранство церкви пострадало во время пожара, уничтожившего большую часть дворцовых интерьеров Растрелли. Восстанавливал интерьер церкви после пожара в 1837-1839 годах архитектор В.П. Стасов, реставрировавший и церемониальные залы Зимнего дворца. Ему удалось воссоздать первоначальный облик Большой церкви, вернув ей первозданный стиль, характерный для пышной елизаветинской эпохи.
Центральная часть церкви увенчана куполом и украшена колоннами коринфского ордера. Стены помещения щедро декорированы золочёным орнаментом, потолок трапезной украшен огромным плафоном "Вознесение Господне", а паруса под куполом - живописным изображением четырёх евангелистов.
Долгие годы церковь служила домашним храмом императорской семьи.
Ещё до пожара, в 1817 году в Большой церкви состоялось бракосочетание великого князя Николая (будущего императора Николая I) с великой княжной Александрой Фёдоровной, именовавшейся до принятия ею православия принцессой Шарлоттой Прусской.
В 1841 году в Большой церкви Зимнего дворца Александр Николаевич (будущий император Александр II) сочетался браком с великой княжной Марией Александровной (дочерью великого герцога Людвига II Гессенского).
В 1866 году в этой церкви было совершено бракосочетание Александра Александровича ( будущего императора Александра III) c принцессой Дагмарой - будущей императрицей Марией Фёдоровной.
Венчание последнего российского императора Николая II c Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской, тоже состоялось в Большой церкви Зимнего дворца. Это произошло 14(26) ноября 1894 года, в день рождения вдовствующей на тот момент императрицы Марии Фёдоровны, что позволило нарушить череду траурных мероприятий, последовавших за похоронами Александра III, скончавшегося в Ливадии 21 октября (2 ноября) 1894 года.
Родная сестра Александры Фёдоровны - Елизавета Фёдоровна, в девичестве Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, венчалась с великим князем Сергеем Александровичем, братом Александра III, в Большой церкви Зимнего дворца в 1884 году. О трагической судьбе этой пары я упоминала в своих статьях - "Москва. Марфо-Мариинская обитель" и "Московский Новоспасский монастырь".
Сестра Александра III - великая княжна Мария Александровна венчалась с Его Королевским Высочеством принцем Альфредом герцогом Эдинбургским в Большой церкви Зимнего дворца 3 января 1874 года.
Мария Александровна была младшей дочерью императорской четы - Александра II и Марии Александровны, и полной тёзкой своей матери.
Александр II души не чаял в своей дочери. В Зимнем дворце для великой княжны Марии Александровны были выделены отдельные апартаменты. В 1858 году для неё были отделаны комнаты на первом этаже в западном корпусе с видом на Адмиралтейство.
Апартаменты великой княжны Марии Александровны изобразил на своих картинах Эдуард Гау - прославленный художник, мастер перспективной акварели, о многих работах которого я рассказывала в своих предыдущих статьях, посвящённых Эрмитажу.
О Великой княжне Марии Александровне вспоминали недавно в прессе в связи с передачей президентом Путиным в коллекцию Государственного Эрмитажа комплекта церковной утвари, созданного в 1877 году в Санкт-Петербурге по заказу императора Александра II для своей дочери для использования в домовой церкви в резиденции Кларен-хаус в Лондоне.
Мария Александровна вышла замуж за представителя англиканской церкви (её супруг, принц Альфред герцог Эдинбургский, был вторым сыном королевы Виктории), но осталась православной. Александр II дал дочери в приданое неслыханную по тем временам сумму в 100 000 фунтов, и сверх того ежегодное пособие в 20 000 фунтов. Церковная утварь, изготовленная для Марии Александровны, предназначалась для для совершения таинства евхаристии. В 1883 году Мария Александровна с мужем переехали из Лондона в немецкий Кобург, куда было также перевезено и церковное имущество для домовой церкви. После смерти мужа Мария Александровна переехала в Швейцарию, где умерла в 1920 году.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал, что судьба евхаристического набора была непростой. Комплект церковной утвари оказался на антикварном рынке, после Второй мировой войны был приобретен американским коллекционером Павлом Фекулой.
Набор первоначально состоял из 22 предметов. Собранная на данный момент коллекция состоит из 16 серебряных изделий. Среди переданных предметов - блюдо для освящения хлебов, чаша для освящения воды, кропило, малый крест для водосвятия, два подсвечника для жертвенника, тарелочка для проскомидии, тарелочка для просфоры, потир, большой напрестольный крест, дискос и звездица, дароносица, кадило, ковшик для причастия, небольшая ложка, копье с треугольным лезвием и малое копье.
Как пояснил Пиотровский, эти предметы пополнят экспозицию Большой церкви Зимнего дворца.
Судьба самой Большой церкви Зимнего дворца тоже была непростой. Отреставрированные после пожара 1837 года интерьеры в полном блеске долгое время можно было увидеть только на акварелях художников XIX века, в частности - на картине уже не раз упомянутого Эдуарда Гау.
Акварель Эдуарда Гау "Вид Собора в Зимнем дворце", написанная художником в 1866 году, экспонируется в Государственном Эрмитаже.
В 1917 году, после объявления Эрмитажа и Зимнего дворца музеями, Большая домовая церковь вошла в состав музейных залов Государственного Эрмитажа, открытых для посещения. При этом были удалены все детали отделки церкви, напоминающие о былом назначении помещения. В 1938-1939 годах было принято решение о демонтаже всех элементов оформления храма, в том числе и иконостаса. От иконостаса до начала реставрации, проведённой в 2014 году, сохранилось не много. В фондах Эрмитажа хранилось 8 цельных деталей резьбы и 11 фрагментов резных рам. Подлинные элементы вновь заняли свое место в воссоздаваемом иконостасе к 250-летию Эрмитажа. Принято считать, что свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II в 1764 году. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от французского слова "ermitage" - место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) - откуда и закрепилось общее название будущего музея. О Малом Эрмитаже можно прочитать в одной из моих предыдущих статей. В последних публикациях я рассказывала также о Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже и Зимней канавке.
Следующая публикация будет посвящена Александровской колонне. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.