Найти тему
Карго-культурология

Вечный феномен (К-К/С-Ч)

Перед нами благообразный молодой человек с бородкой и подвижной мимикой. О чём он поведает сегодня? Может быть о протестах последних лет в РФ и ошибках несистемной оппозиции? О другом, более совершенном устройстве общества, теории и практике его построения? Или расскажет о театре, логике, психологии, математике, физике с приставкой мета- и без, неомарксизме, выборах в США, гражданских конфликтах в ближних и дальних странах, проблемах межзвёздных перелётов, последних мемах и, конечно, аниме — куда же без него!

Эрудиция, подвешенный язык и юмор не оставляют аудиторию равнодушной. Донаты льются рекой. Счётчик просмотров крутится. Подписчики растут как на дрожжах. Интервью с гостями. Познавательные ролики. Стримы. Благотворительные акции. Сбор средств на социальные инициативы. И много-много чего ещё. Найдётся на свете хоть какая-нибудь сфера деятельности, в которой не преуспел наш молодой гений? Улыбка, взгляд в камеру, пауза: "Я ещё не до конца понимаю теорию струн, но скоро у меня будет очень интересный гость, с которым мы обсудим незавидную судьбу теории струн в путинской России. А пока подписывайтесь на канал, ставьте лайки, становитесь патронами...".

Админ канала "Ложь постмодерна" недавно написал, что мы потеряли первозданную искренность под слоями постиронии, загнали себя в ловушку саморефлексии и рефлексии саморефлексии... Как в том меме, где wojak уже не помнит, кто он есть на самом деле за многочисленными ложными самостями-масками.

Всякое еще будет в нашей жизни, но то состояние «до грехопадения» утрачено навсегда. Никаких больше неироничных игр со шрифтами из WordArt, никаких вычурных шмоток и дебильных конкурсов. Ничего этого не будет.
Мы так стремились играть в серьезную жизнь, что утратили возможность хотя бы еще немного побыть незамутненными дураками. И не знаю, почему, но мне от этой мысли очень и очень горько.

Думаю, дело тут в оптике и приближенности/отдалённости от объекта наблюдения. Для большего контраста возьму даже не ранние нулёвые, а девяностые. Между нашими наивными и искренними родителями, бабушками и дедушками, заряжавшими воду от телеэкранов, и наивными и искренними (около)зумерами, заряжающимися светом истины от ютуб-мудрецов, нет принципиальной разницы. Изменился только электронный медиум, передающий послание Духа Великой Истины, и формат коммуникации – с де-факто одностороннего (залипание в экран телевизора с возможностью написать письмо на глобальную деревню ТВ-дедушке) на двусторонний (залипание в экран смартфона/планшета/ноутбука/монитора с возможностью здесь-и-сейчас задать гуру вопрос за деньги).

Если бы существовало устройство, замеряющее уровень медиаверы, то свидетель Каца не уступил бы поклоннику Кашпировского, а сторонник Светова — фанатам Чумака. Ведь степень наукообразности или эзотеричности дискурса никак не влияет на уровень убеждённости адепта в правоте транслирующей этот дискурс медийной персоны, под видом просвещения или лечения подсаживающей аудиторию на эмомеф. В этом и состоит феномен Каца-Кашпировского/Светова-Чумака.

Новая искренность в сущности есть старая добрая потребность в харизматическом лидере в условиях гиперинформационного общества.