Найти тему
Простая история

«Идеальный арийский ребенок» - икона нацистской пропаганды - на самом деле оказался чистокровной еврейкой

Фото: Мемориальный музей Холокоста.
Фото: Мемориальный музей Холокоста.

Необычная история малышки Хесси Левинсонс

Весной 1935 года одна женщина зашла в магазин в Литве. Она хотела купить поздравительную открытку для Хесси, своей племянницы, которая жила в Германии и которой скоро исполнялся 1 год. Женщина посмотрела на раздел с поздравительными открытками и внезапно увидела нечто, от чего у нее перехватило дыхание. «Откуда вы взяли эту фотографию?» - спросила женщина у продавца. «О, это не просто фотография», - взволнованно ответил продавец- «Это настоящий арийский ребенок!». Женщина оплатила открытку и отправила ее племяннице. Симпатичный немецкий ребенок, чье фото на открытке продавалось в магазине в Литве, был не кем иным, как Хесси Левинсон, племянницей этой женщины.

Якоб и Полина Левинсон иммигрировали в Германию из Латвии в 1928 году с большими мечтами и надеждами стать успешными музыкантами. В мае 1934 года в Берлине родилась их дочь Хесси. Когда Хесси исполнилось шесть месяцев, родители отвезли ее к Гансу Баллину, одному из самых известных и уважаемых фотографов в городе, чтобы сфотографировать.

На Хесси был надет чепчик, темные волосы были немного взлохмачены. У нее был похожий на пуговицу нос и детские пухлые щечки. Своими большими темными глазами она смотрела в сторону камеры. Фотография очень понравилась родителям Хесси. Они вставили ее в рамку и поместили на пианино в своей гостиной.

Вскоре в дом пришла домработница. Она указала на изображение на пианино и сказала Полине Левинсон: «Знаешь, я видела Хесси на обложке журнала». Мать подумала, что тут какая-то ошибка. «Многие дети этого возраста похожи», - ответила она, но домработница продолжала настаивать. «Это точно Хесси, - сказала она, - даже фотография именно эта». Домработница взяла у хозяйки немного денег и пошла покупать журнал. Мать девочки скептически ждала.

Вскоре домработница вернулась с журналом. Это был «Sonne ins Haus» («Солнце в доме»), один из немногих нацистских журналов, который широко распространялся в Германии. Его редактировал известный нацистский деятель Йозеф Геббельс, и в нем были статьи о нацизме, Гитлере и фотографии мужчин в форме со свастикой. Журнал пропагандировал превосходство арийской расы и считался «семейным» журналом.

На обложке номера, который домработница принесла в дом Левинсонов, было напечатана та самая фотография Хесси. Именно тот самый снимок, который был сделан в студии Ханса Баллина несколькими месяцами ранее. Подпись под фотографией гласила: «Совершенный ариец».

Позже выяснилось, что журнал проводил конкурс. Редактор обратился к 10 известным фотографам и попросил каждого прислать 10 фотографий младенцев, из которых доктор Йозеф Геббельс, нацистский министр пропаганды, лично выберет одного счастливого «идеального арийца».

Родители Хесси пришли в ужас. Фотограф Баллин прекрасно знал, что они евреи, зачем ему было отправлять фотографию на нацистский конкурс в нацистский журнал? Полина Левинсон немедленно направилась в студию и встретилась с Баллином. "Зачем вы это сделали? Как такое вам пришло в голову?», - спросила она? Мужчина быстро закрыл дверь и жалюзи, потом тихо сказал: «Простите, но я решил посмеяться над их теорией. И вы видите, я был прав. Из всех младенцев они выбрали вашего "идеального арийца».

Да, шутка конечно удалась, но если бы вдруг личность еврейского младенца стала бы известна, жизнь фотографа и семьи Хесси могла оказаться в серьезной опасности.

Фотография Хесси мгновенно стала хитом. В магазинах его продавали как картинки и поздравительные открытки. Магазины детской одежды выставляли фото в своих витринах. Она появилась в каждом газетном киоске страны, а также во многих других странах.

Однажды подруга семьи Левинсонов г-жа Гроссман отправилась в удаленную маленькую деревню в Германии. Она вошла в дом и увидела на стене фотографию Хесси. «Откуда у вас эта фотография?» - спросила она хозяйку. «О, разве она не прекрасна?» - ответила женщина. «Я знаю этого ребенка, это Хесси Левинсон», - сказала затем миссис Гроссман. Услышав, что у ребенка еврейское имя, домохозяйка сняла фото со стены и собралась выбросить ее. Затем она взглянула еще раз и сказала: «Она не может быть еврейкой. Она слишком милая».

Мать Хесси была так напугана, что старалась не выводить дочь из дома, опасаясь, что кто-то может ее узнать. Хесси вспоминает, что не могла пойти на детскую площадку или в зоопарк.

Левинсоны бежали из Германии в 1938 году, позже уехали на Кубу и оказались в США. Хесси выросла, изучала химию и стала профессором Университета Святого Иоанна.

 
Хесси Левинсонс Тафт держит обложку журнала со своей фотографией. Фото: Яд Вашем
Хесси Левинсонс Тафт держит обложку журнала со своей фотографией. Фото: Яд Вашем

В 1990 году она рассказала свою невероятную историю в интервью Мемориальному музею Холокоста США. В 2014 году Хесси подарила свой экземпляр журнала «Sonne ins Haus» со своим изображением на обложке музею "Яд Вашем" в Иерусалиме.

Когда ее спросили, что она бы она сказала сегодня Баллину о его решении отправить ее фотографию в журнал, Хесси ответила: « Я бы сказал ему: «Хорошо, что у вас хватило смелости!».