Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51, Глава 25, стихи 1-46, Глава 26, стихи 1-2
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Глава 25
01 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
02 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
03 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
04 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
05 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
06 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
07 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
08 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
09 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Глава 26
01 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
02 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
В сегодняшнем чтении, на мой взгляд, Иисус учит постоянству. Если вспомнить себя, когда я в прошлый раз был жесток по отношению к тому, кто меня раздражает? Пусть не просто так, и в бытовом понимании это можно счесть справедливым, но сделал ли бы я то же самое, если бы рядом со мной был Христос как есть, в человеческом обличье и с осязаемой формой? Думаю, над этим и стоит подумать. Никогда не знаешь, где встретишься с Богом и как пройдет эта встреча. Никогда к ней не подготовишься. Но я уверен, что если корректировать свое поведение с поправкой на возможную сиюминутную встречу с Богом, то неизбежно станешь лучше.
И хотя все притчи предельно понятны, думаю, вряд ли кто-то из слушателей мог себе представить события, которые последуют через два дня.
Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 21-28, Глава 2, стихи 1
21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.
22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.
24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.
25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.
26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.
27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.
28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.
Глава 2
01 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.
Повествование не перестает нагружать мой внутренний графический процессор до высокой степени нагрева. Но я не столько устаю от постоянных попыток представить это видение, построить его в воображении, сколько пребываю в нетерпении узнать, что же было дальше и какова суть разговора. Думаю, от этой спешки стоит избавиться и для начала еще раз постараться хорошо представить себе это описание хотя бы внешне, без поисков параллелей и скрытых подтекстов. Но мышление все равно не справляется с видением. Велик тот ум, который смог описать это и дать шанс таким, как я.
Когда в работе я описываю какие-то технические подробности, начинаю невольно упоминать термины, которые понятны достаточно узкому кругу всех слушателей. Для меня они естественны, а вот другим людям приходится вслушиваться и задумываться, что конкретно я имею в виду. В итоге приходится меня понимать с определенным уровнем абстракции. Думаю, в начале книги Иезекииля мне стоит сделать то же самое - освободить разум от образом и сосредоточиться на общем повествовании, останавливаясь только в совсем уж критичных моментах.
Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10
05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.
06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.
07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
В данном отрывке хорошо прослеживается невидимая нить судьбы, которой Господь прошил наш мир. Именно этому ребенку суждено было оказаться спасенным, и история вновь повторяется - израильтянин оказывается во дворце фараона. Хорошо, что, в отличие от отца, дочь оказалась более милосердной. Совершенно кстати оказалась сестра этого мальчика, и получилось, что совершенно легально мать вскармливает собственного сына, хотя указ фараона должен был раз и навсегда разлучить их.
Книга Иова, Глава 1, стихи 13-22
13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Всего за пять стихов (15-19) жизнь человека, казалось бы, полностью рушится. Но не праведника, что живет в Боге. Его вера постоянна. Он ведь не был свидетелем диалога предыдущего чтения и не знал, что все это - дела сатаны. И сосредоточился на главном, в чем только мог сосредоточиться человек с таким великим самообладанием - на вере в Бога. На все его воля - это и есть образцовое смирение перед тем, что уже произошло. Ни отрицания, ни гнева, ни вопросов "за что" - из повествования вообще создается впечатление, будто Иов знал, что ему сейчас все это скажут и знал, как к этому относиться.
Тут есть чему поучиться. Меня и мелкие неудачи могут из колеи выбить и ввести в уныние или гнев, а тут человек переживает сильнейшую драму, все рушится на глазах, но остается верен своим убеждениям.