Никакого аналога современного авиационного носимого аварийного запаса (НАЗа), где есть не только провиант, но и средства для выживания, для летчиков советских ВВС 1940-х годов не было предусмотрено. Но даже в реалиях того времени, военное руководство старалось обеспечить пилотов всем необходимым в критической ситуации. Именно о таком наборе я и расскажу в этой статье.
Продуктовый запас советских лётчиков
Официально полагалось брать с собой в полёт только сухой паёк, состоящий из: трёх банок тушёнки, трёх банок сгущёнки, 800 гр. галет-крекеров, 300 гр. шоколада. Этот аварийный пищевой запас был утверждён в постановлении Государственного Комитета Обороны от 12 сентября 1941 г. «О нормах продовольственного снабжения Красной Армии».Данный набор продуктов снабжался комментарием:
«Установить на самолётах фронта и на действующих самолетах тыла на случай аварий и вынужденных посадок пищевой запас в расчёте на 1 члена экипажа».
Запас, как видно, неплохой. На таком протянуть можно достаточно долго, в случае чего. Но больше ничего в официальном централизованном порядке предусмотрено не было. Ни средств разведения огня, ни сигнализации. Об этом лётчики и их техники должны были позаботиться самостоятельно.
Проблема была в том, что катапультирования из терпящего бедствие самолёта тогда ещё не было изобретено. Это у современных пилотов НАЗ находится под катапультируемым креслом и, если в случае аварии лётчик катапультируется, то аварийный запас 100% остаётся при нём.
А во времена Великой Отечественной войны лётчикам приходилось самостоятельно выбираться из падающего самолёта и спрыгивать с парашютом. Разумеется, в такой ситуации сумка с сухим пайком, которая привязана где-то сзади – это последнее, о чём будет думать терпящий бедствие экипаж.
Воспользоваться этим рационом получится только в случае жёсткой посадки повреждённого самолёта, а не покидания его с парашютом.
На практике, судя по воспоминаниям советских лётчиков, это постановление далеко не всегда выполнялось. Большинство пилотов никаких пайков в самолётах с собой не возили, а съедали их на земле. Просто, вылетая, они клали в карманы шоколадки и (или) галеты, а также спички или зажигалку.
Знаменитый ас Александр Покрышкин вспоминал: когда его сбили в Молдавии, он пробирался к своим, имея с собой из продуктов только одну шоколадку в кармане.
Лётчик Борис Раппопорт (По-2) также вспоминает лишь о шоколаде и галетах в кармане в качестве «аварийного сухпайка». А лётчик-штурмовик Юрий Хухриков (Ил-2) говорит, что вообще ничего из продуктов на вылеты они с собой не брали.
Какие были средства выживания?
Кроме спичек, в кармане лётного комбинезона у пилота был боевой пистолет. Иногда ещё сигнальный пистолет-ракетница, и фонарь. Особенно – у лётчиков Северного флота, которые зачастую работали над бескрайними и безлюдными просторами.
Лётчик-истребитель Захар Сорокин, который воевал на Северном флоте, 25 октября 1941 года таранил немецкий Мессершмитт, после чего совершил вынужденную жёсткую посадку.
Он вспоминает, что в его самолёте был аварийный запас, и не только перечисленных выше продуктов, но и маленькие бутылочки коньяка, ракетница, зеркальце (для подачи сигналов), фонарик.
НАЗ по-американски в «Аэрокобрах», которые поставлялись советским лётчикам по Ленд-лизу
Летчик-истребитель Иван Гайдаенко вспоминает, что в кабине ленд-лизовской «Аэрокобры» был очень хороший аварийный комплект. На каждый приём пищи – отдельная упаковка, залитая парафином.
Тушёнка, сардины, сосиски, сгущёнка, шоколад и витамины. Хорошая аптечка, с удобным шприцем с обезболивающим: только колпачок снять и сразу колоть. Перевязочные материалы, антибиотики.
Сигнальные ракеты, спальные мешки, спасательные нагрудники, штаны-куртка на меху, удочки и даже консервированные черви для рыбалки, надувные лодки с химпатронами или баллонами для быстрого надувания, аварийная радиостанция, ЗИП в 2-х чемоданчиках с инструментами и Г-образный фонарь большой мощности.
«Но всем этим хозяйством можно было воспользоваться, только если ты с самолётом сядешь. Что маловероятно. Поэтому мы просто брали в карман несколько плиток шоколада, пистолет и пару обойм. Ракетницу не брали. Штатным был у нас ТТ, но у меня ещё был маленький «Маузер». К счастью, применять их не пришлось. Но мы на земле в свободное время стреляли. Патронов много было», – вспоминает Иван Дмитриевич Гайдаенко.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал в 👉 Дзен и 👉 Телеграм пишите, что думаете!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!
Вопрос к читателям: Как Вы считаете, что должно быть самым важном элементом набора выживания ВВС?
🔵 Единственный полк ВВС Люфтваффе, в котором служили советские лётчики- как он сражался?