Художественно-историческое повествование
Место действия — остров Рюген и побережье Балтийского моря между реками Одер и Эльба (современная Северная Германия).
Время действия — II–III вв.
"Далее у самого Океана живут ругии... Отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность королям..." Из сочинения римского историка Публия Корнелия Тацита "Германия" (98 г. н. э.)
***
В начале I тысячелетия новой эры Европу населяло множество различных племен. Какие-то из них принадлежало или к кельтам (1), или к германцам (2). Но были и такие племена, чью принадлежность к какому-либо этническому корню нынче определить крайне затруднительно. Дело в том, что в бурную эпоху Великого переселения народов (IV–VI вв.) все племена и народы перемешались между собой, многие исчезли безвозвратно, другие возродились под совершенно иными именами. И современным историкам остались лишь какие-то скудные, обрывочные сведения.
Поэтому откуда и когда появился в Европе народ ругов доподлинно неизвестно. Но тем не менее, некоторые археологические данные, сведения топонимики, а также древние легенды позволяют все же сделать некоторые предположения. Когда-то, очень давно, в XII в. до н.э. состоялась Троянская война, перипетии которой известны нам по поэмам Гомера — "Илиада" и "Одиссея". В этой войне, на стороне троянцев, принимал участие народ венетов. В те времена венеты жили в Малой Азии, в Пафлагонии — на побережье нынешнего Черного моря.
Троянцы потерпели поражение и венетам пришлось переселяться из своих родных мест в Европу. Одна часть венетов поселилась на берегах реки Дунай и на побережье Адриатического моря. Память о них сохранилось в названии города — Венеция. Другая часть венетов оказалась в Италии и, соединившись с местным племенем латинов, приняла участие в создании Римского государства.
Позднее венеты расселились по всему востоку Европы, а на севере дошли до берегов Балтийского моря. Нынешний Рижский залив долгое время так и назывался — Венедским морем. Интересно, что в VI в. нашей эры венеты смешались со славянами и иностранцы нередко называли славян венетами.
Руги пришли на побережье Балтийского моря, видимо, с венетами. А может быть, руги — это название одного из венетских племен. Во всяком случае известно, что прибалтийские руги разговаривали, скорее всего, именно на венетском языке. Сказать что-либо точнее трудно — ни венетский язык, ни собственно ругский язык, если он и был, не сохранились.
Но в первом веке нашей эры римский историк Публий Корнелий Тацит впервые выделил ругов в чреде иных племен Северной Европы. Западными соседями ругов на Ютландском полуострове (современные Дания и Германия) был народ вагров, тоже, видимо, связанный с ругами и венетами узами родства. А восточнее, по берегам Балтийского моря жили и сами венеты. Может быть, так и жили бы эти народы, если бы в начале III в. нашей эры не случилось беды…
***
Вороной жеребец горячился под своим седоком — сердито фыркал, резко вздымал голову, недовольно потряхивал гривой и иногда бил копытом по земле. Как будто спрашивал хозяина — ну, когда опять помчимся мы с тобой наперегонки с ветром или бросимся в жаркую битву? Однако седок сдерживал коня и понуждал его идти неспешным шагом. Зачем торопиться без надобности, ведь на этой узкой лесной дороге, по которой они двигались, при быстрой скачке недолго и шею свернуть.
Хозяин коня был белокож, а его голубые глаза внимательно осматривали лежащие справа и слева лесные чащобы. Белокурые и немного рыжеватые волосы были коротко подстрижены. Подбородок гладко выбрит, зато длинные рыжеватые усы обрамляли губы. Несмотря на то, что он сидел на коне, было заметно — всадник высокого роста, статен и широкоплеч.
Он был одет в широкие шаровары, собранные у колен в сборку тонкими кожаными ремешками. На ногах — короткие кожаные сапоги. На плечах его не было ни куртки, ни другого кафтана. Но был он обернут в большой кусок материи — кису. Киса закрывала левую руку так, что виднелась лишь кисть руки с массивными золотыми браслетами на запястье. Правая рука оставалась полностью обнаженной. И эта рука от края ногтей до шеи была испещрена татуировками красного цвета, главное место среди которых занимало изображение большого, раскидистого дуба.
С левого бока у всадника висел плоский короткий меч. С правого, за широким кожаным поясом — боевой топор на длинной ручке. Спереди из-за пояса торчала рукоятка большого ножа, а спину прикрывал круглый щит. Лук и стрелы в кожаном колчане были приторочены к конской сбруе. Рядом прикреплена меховая накидка — на случай непогоды, частой в эти последние дни августа.
Вслед первому всаднику по два, по три человека в ряд столь же неспешно двигались триста воинов, одетых и вооруженных примерно также, как и их предводитель. Правда, у большинства воинов, кроме усов, топорщились и коротко подстриженные бороды. Ведь брить лицо наголо могли только представители королевского рода.
Этот большой воинский отряд — дружина ругов, а во главе ее находился сам король ругов Олимар (3). Уже несколько недель объезжали они подвластные ругам племена, расположенные по побережью Балтийского моря на западе от острова Рюген — собирали дань. Поэтому сразу же за отрядом воинов, дребезжа на ухабах и поскрипывая на поворотах, ехало много возов с разными товарами, собранными ругами в качестве дани.
Земли на побережье Балтийского моря были богатейшие. В лесах водилось множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, кабанов и разной другой дичи. Племена, подчиненные Олимару, в избытке производили коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, добывали мед, выращивали хлеб и всякого рода овощи и фрукты. Изобилие рыбы в море, реках и озерах настолько велико, что, кажется, ею можно накормить весь свет. К примеру, в обозе ехал целый воз свежих сельдей. Сельди были проложены свежей травой и издавали такой привлекательный запах, что разжигали аппетит у воинов и в их воображении невольно возникали мысли о скором и желанном привале. Но все они знали — остановка будет лишь тогда, когда ее прикажет сделать король Олимар.
Сами руги жили на острове Рюген. Это был мужественный и воинственный народ. Руги не вспахивали землю, не разводили скот. Все это за них делали рабы, захваченные в войнах. Лишь изготовление оружия не доверяли они никому — умельцы-кузнецы из ругов славились своими мечами. Лучшие мечи делали только родственные когда-то ругам их западные соседи — народ вагров. Мечи эти были широкие, косые, с изогнутыми краями. Но ругам свои мечи вагры не продавали. Вот и сейчас Олимару не удалось уговорить вагров продать мечи ругам. И хоть король был недоволен этой неудачей, но все же улыбался. Ведь значит это, что вагры боятся ругов, опасаются, что изготовленное ими грозное оружие повернется против них самих.
И не зря опасались, ибо главным своим делом руги почитали войну. Поэтому большую часть времени проводили они в воинских занятиях или в походах. Когда Олимар родился, его отец подарил новорожденному младенцу меч, положил его рядом с ребенком и сказал:
— Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом!
Так же поступал и сам Олимар, и все руги, когда рождались у них сыновья.
Три поколения назад переправились руги на больших лодках со своего острова на континент и подчинили себе многие племена и народы. Да и как было тем не подчиниться! В битвах руги проявляли чрезвычайную храбрость и решительность. Если народы, на которые они нападали, оказывали сопротивление, то руги воевали с ними до тех пор, пока не уничтожали полностью. Если же ругам подчинялись, то в рабов они превращали только тех, кого захватывали на поле боя. Остальных обязывали платить дань. Взамен же обещали своим данникам защиту от их не менее воинственных южных соседей — германцев.
Руги твердо исполняли свои обещания. И немало племен посчитало выгодным для себя прийти под власть ругов, чем воевать друг с другом или же ждать нападения иных, еще более жестоких народов. Поэтому власть нынешнего короля ругов Олимара простиралась на запад до владений вагров-варинов, а на восток — до земель большого, но не воинственного народа венетов.
Сбор дани уже подходил к концу, и дружина ругов направлялась нынче домой. Неожиданно впереди послышался глухой дробный стук копыт по утоптанной лесной дороге. Воины схватились за мечи. Несколько из них догнали короля и приготовились защищать его в случае опасности.
Однако тревога оказалась ложной. Это был гонец, посланный к королю с острова Рюген. Остановив взмыленную лошадь возле короля, гонец, не сходя с лошади, поклонился и проговорил запыхавшимся голосом:
— Великий король Олимар! Старейшины нашего народа передают тебе важную весть — во владения венетов с севера вторгся враг! Зовут они себя народом готов и нет им числа! Скоро и в наши восточные земли ворвутся безжалостные готы! (4)
Олимар, выслушав гонца, помолчал, покрутил пальцами свой рыжий ус, обернулся к воинам и сказал:
— Воины мои! Мы славно провели этот поход, собрали богатую дань, и никто из нас не погиб! Теперь же важные дела призывают меня срочно вернуться домой! Поэтому я с малой дружиной поскачу вперед, оставшиеся же будут сопровождать обоз и доставят его на наш остров в целости! Будьте осторожны — новый враг покушается на наши земли!
Произнеся эти слова, Олимар махнул правой рукой и вместе с тридцатью воинами поскакал к морю, туда, где стояли ладьи ругов.
Через день Олимар и его малая дружина уже были на острове. Сам остров Рюген покрыт лесами и болотами. Сырость почвы в некоторых местах достигала такой степени, что стоило человеку ступить ногой на землю, как она начинала колебаться из-за обилия влаги. Но руги привыкли к своей земле и мало внимания обращали на эти неудобства. Тем более, что удачу и богатства искали они чужих краях.
Прежде чем отправиться в свой город, Олимар направился на западное побережье острова. Там, в гордом одиночестве среди бескрайнего поля стоял огромный дуб. Высота его достигала небес — двенадцать человек, встав друг другу на плечи, не смогли бы дотянуться до верхушки. Ствол его был столь широк, что обхватить его было под силу шестерым взрослым мужчинам, взявшимся за руки. А под раскидистой кроной могли бы уместиться тридцать человек верхом на лошадях.
И было это непростое дерево. Король и его дружина почитали дуб как бога Перуна (5) — хозяина грома и молнии, а главное, покровителя воинской удачи. Недаром же правую руку короля ругов украшало изображение дуба. Олимар верил, что в бою сам Перун движет его правой рукой, сжимающей меч. И помогает поражать врагов смертельными ударами.
Олимар и его воины спешились и окружили свое божество. Один из воинов снял с плечей кожаный мешок и достал из него живого петуха. Воин подошел к жертвенному камню и положил на него петуха, придерживая птицу обеими руками за голову и лапы. Остальные воины встали на колени вокруг дуба. Каждый держал в руках по стреле.
Король Олимар вынул из-за пояса нож, поднес его к шее петуха.
— Перун, бог королей ругов и его храбрых воинов! — воскликнул Олимар. — Благодарю тебя за твою помощь, за то, что даришь ты ругам великие победы! Прими мою жертву и не оставь меня в сражениях! Пусть кровь жертвы напоит тебя, и ты не будешь пить кровь моих воинов в новых битвах!
Олимар взмахнул ножом. Кровь петуха окропила жертвенный камень и брызнула на ствол дуба. Она окрасила в красный цвет четыре кабаньих челюсти, которые были врезаны в дерево в виде квадрата. Эти челюсти изображали собой рот кровожадного бога.
А воины в тот же миг воткнули вокруг жертвенного камня стрелы и возгласили:
— Хвала Перуну!
Олимар встал и с поклоном отошел от дуба. Вернувшись к коню, он одним махом запрыгнул на вороного жеребца. Конь вздрогнул и, повинуясь воле всадника, сходу бросился в галоп. Один из воинов, нагнав Олимара, обратился к нему:
— Король, жрецы наших верховных богов недовольны, когда узнают, что первую жертву ты принес Перуну. Дружина беспокоится. Ты же знаешь как высоко мы, руги, почитаем жрецов.
Олимар поморщился и со злостью ударил жеребца пятками. Тот рванулся вперед с еще большей прытью. Воин вновь догнал короля и скакал рядом, ожидая ответа. Олимар наконец промолвил:
— Перун мой главный бог! Он в бою движет моим мечом! А других богов я задобрю богатыми дарами. И жрецы успокоятся. Дружине же напомни, что здесь все решает король.
Еще три дня пути и показался главный город ругов — Аркона, расположившийся у северных берегов острова. Город был обнесен земляным валом. Улицы пролегали между большими деревянными домами. Народ ругов состоял из нескольких родов, а роды — из больших кровнородственных семей. В каждом таком доме и размещалась одна такая семья, включающая порой в себя одновременно четыре-пять поколений.
Старейшины уже поджидали короля. На коротком совещании было решено срочно собрать все войско и двинуться навстречу готам. Руги должны были показать новому врагу, кто хозяин этой земли
***
Полчища готов прибывали и прибывали на континент. Шли они с полуострова, который нынче зовется Скандинавским, и, казалось, не будет им конца. Венеты, народ совсем не воинственный, не смогли остановить готского нашествия. Так и оказались готы в землях ругов.
Король Олимар собрал великое множество воинов по всему своему королевству и выехал навстречу войску готов. Вот съехались они, и началась великая сеча.
Закричал Олимар:
— Хвала Перуну!
И во главе дружины ворвался в передовые порядки готов, начал рубить мечом направо и налево. Валит он замертво и людей, и коней одного за другим. Его вороной конь хрипит от ярости, бьет копытами тех, кто оказался на земле, кусает коней под вражескими всадниками. Радостна ему жаркая битва!
А следом за королем и другие воины ругов испытали свои мечи о твердые готские щиты и доспехи. Бились и конно, и в пешем строю. И кажется — сейчас побегут готы, не выдержат такого жестокого натиска! Но нет, выдержали, выстояли готы и уже сами стали на ругов наседать.
Бьются руги, не щадя себя, но даже в пылу боя видит Олимар — окружают готы его войско, и становится ругов все меньше и меньше. И понимает Олимар — трудно ругам с готами справиться. Все готы вооружены длинными тяжелыми мечами. Страшен удар такого меча — умелый воин противника надвое разрубает! Короткие же и легкие мечи ругов не могут устоять против готского оружия. А главное — много готов, во много раз больше, нежели ругов.
Олимар отдал приказ — выйти из боя и перестроить боевые порядки. И сам начал пробиваться к основным силам. Но вдруг прямо перед ним выросла фигура огромного готского воина на белом взмыленном коне. Первый удар Олимар отразил щитом — щит разлетелся в щепки! Второй удар отбил мечом — меч разломился надвое! От третьего удара спас Олимара его конь — встал на дыбы и прикрыл своего хозяина вороной грудью!
Олимар упал на землю, а над ним встал гот-великан с занесенным мечом. И видно, что гот хочет взять короля ругов в плен. Не бывать такому позору! Руги никогда живыми в плен не сдавались! И воскликнул Олимар, перекрывая шум битвы:
— Если я встречу свою смерть свободным, то и после смерти свободным останусь! А если погибну рабом — и на том свете рабом буду!
Вынул Олимар из-за пояса кинжал, улыбнулся врагу и вонзил себе в горло железное лезвие. Так и умер с улыбкой на губах.
Руги, увидев, что их король погиб, подхватили его тело и покинули поле боя. Пятьсот ругов осталось лежать на нем. Но и готы потеряли больше трехсот человек. Поэтому они не стали преследовать ругов, опасаясь напороться на засаду в лесных чащобах.
Тело Олимара и других погибших воинов привезли на остров Рюген. Короля похоронили со всеми почестями. Вырыли ему могилу в виде большого дома и положили в нее в торжественном облачении. Рядом положили его одежду, оружие, золотые браслеты, которые он носил. Затем опустили туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками. На веревках спустили в могилу и тело погибшего коня короля ругов. И, наконец, — любимую жену Олимара, живую. Ведь ни в чем не должен король ругов отказывать себе после смерти…
Вторжение готов, произошедшее в начале III в., разметало ругов по всей Европе. Кто-то из них остался на острове Рюген и на ближайшем к острову побережье Балтийского моря. Другие, преследуемые полчищами готов, ушли в степи Причерноморья и в Крым (6). Причем некоторые из этих ругов остановились по дороге в Карпатских горах (7). Третьи двинулись вдоль берегов Балтийского моря на Запад — на территорию нынешней Нормандии. Четвертые — на восток, в Прибалтику. А еще одна большая группа ругов ушла на юг, к Римской империи. Там они получили разрешение поселиться возле границ государства римлян — по реке Дунаю, в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии). В 307–314 гг. руги числились в качестве федератов римлян. Иначе говоря, руги давали обязательство охранять римские границы и не нападать на империю. А римляне обещали помогать ругам продовольствием и оружием. Так римляне поступали со многими народами, переселившимися к имперским пределам…
Примечания:
1. Кельты (галлы) — древние индоевропейские племена, в Европе появились во второй половине I тысячелетия до н. э. Оказали большое влияние на другие народы. Во всяком случае многие европейские средневековые имена, а также названия местностей и рек имеют кельтское происхождение.
2. Германцы — древние индоевропейские племена, в Европе известны с I в. до н.э.
3. Олимар — это имя уникально, ибо на самом деле принадлежало королям рутенов, живших на побережье Балтийского моря. Таким именем назван король рутенов в "Датской истории" Саксона Грамматика. Правда, до конца непонятно насколько рутены Саксона Грамматика (XII в.) связаны с ругиями Тацита (I в.).
4. Готы — германские племена, пришедшие на европейский континент со Скандинавского полуострова в III в. н. э.
5. Перун — бог грозы и грома, покровитель воинской дружины и князя. Скорее всего, Перун — это бог собственно ругов-русов. Позднее, когда руги-русы смешались со славянами, стал общеславянским богом. Впрочем, под именем Перкунас известен у балтийских племен. Один из главных символов Перуна — дуб.
6. Руги причерноморские — судя по всему в Причерноморье и Крыму руги-русы жили много веков. И недаром одно время Черное море именовалось Русским морем. Позднее здесь же было русское Тмутараканское княжество.
7. Руги карпатские — вполне возможно, что в Карпатах потомки древних ругов-русов живут до сих пор. Это карпатские русины.
Автор: Сергей Перевезенцев
Продолжение. Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-2-rugiland-608a5ce6d66dff63dbf12cd2
Продолжение. Часть 3: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-3-rugi-na-rimskom-prestole-608c740bff6459162fff3611
Продолжение. Часть 4. https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-4-rus-i-slaviane-608fc20ffe106d5922fddf86
Окончание. Часть 5: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-5-variagi-i-rus-608fc3a04461ec746cbd9ee3