Новое - это хорошо забытое старое. Под этим лозунгом английские архитекторы в XVIII веке придумали готическое возрождение. Когда их идеи позже попали в континентальную Европу, то это направление в архитектуре стали именовать неоготикой или псевдоготикой.
Праги это веяние тоже коснулось. Последним храмом в неоготическом стиле, построенном здесь, стал костел Святого Антония Падуанского в районе Голешовице. Возвели его по прозаической причине: Голешовице в 1884 году присоединили к Праге, население выросло, и в маленьком старинном костеле св. Климента просто не хватало места для всех, кто приходил на службы.
Строительство велось в два приема: с 1908 по 1911 годы, а потом - с 1912 по 1914 годы. В чем причина перерыва? А она тоже прозаическая: деньги кончились. Финансирование пришлось искать в Вене - Чехия тогда входила в состав Австро-Венгерской империи.
Чем этот костел важен лично для меня? Похоже, это был первый храм в чешской столице, который я сфотографировал. Причем из окна автобуса. И с необычного ракурса: обычно снимают его фасад, а я щелкнул камерой слева-сзади - потом, разбирая снимки, долго не мог понять, что за костел попал в прицел моего объектива во время фотоохоты.
В 2018 году я несколько дней жил в Голешовице и проходил мимо костела св. Антония Падуанского утром и вечером.
Костел во многом копирует другой, более известный храм чешской столицы - костел Божьей Матери пред Тыном на Староместской площади . Достаточно посмотреть на башни. Но выглядит он попроще, да и #история у него - существенно короче.
Храм Божьей Матери пред Тыном - визитная карточка Праги
Высота башен с учетом шпилей - 63 метра. Это поменьше, чем у костела Божьей Матери пред Тыном. На южной башне висит колокол Климент, который значительно старше костела - он создан в 1572 году, а перенесли его их уже упоминавшегося храма святого Климента.
Колокол на северной башне тоже имеет собственное имя - Вацлав. Он заметно моложе, но история у него интереснее.
В 1919 году чехи, жившие в США, подарили первому президенту независимой Чехословакии Томашу Гарригу Масарику колокол, скопированный с филадельфийского Колокола Свободы, одного из символов борьбы американцев за независимость от Великобритании. Долгое время он находился в Пражском Граде.
После того, как Чехословакии пришли к власти коммунисты, колокол по неизвестным причинам сняли и отправили на хранение в костел св. Антония Падуанского, Там он затерялся среди различного старого имущества. Только в конце 1970-х годов его нашли. Правительство разрешило использовать колокол "Вацлав" по назначению.
Еще одно сокровище костела, Чешский или Славянский вертеп, можно увидеть только зимой. Это классическая рождественская композиция, изображающая людей, пришедших поклониться родившемуся Спасителю.
Но ее особенность - в том, что события библейской истории перенесены в чешский пейзаж. Люди, приветствующие маленького Иисуса, одеты в славянские костюмы - не только в чешские, так как основной идеей вертепа, работу над которым начали в XX веке, является объединение славянских народов.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Если понравилось - ставьте лайк. Подписка на канал и комментарии по делу тоже приветствуются.
Еще статьи о костелах Праги с интересной историей на моем канале:
5 интересных фактов о костеле св. Микулаша на Староместской площади в Праге
Рекордсмен среди пражских храмов. Костел, который должен был превзойти собор святого Вита