Трехсерийный фильм "Долгие версты войны" режиссера Александра Карпова по сценарию Василя Быкова был снят на киностудии "Беларусьфильм" в 1975 г. и по праву может называться шедевром советского военного кино.
В нем отражены будничность войны и ее пронзительная напряженность. Каждый миг может поставить тебя на грань выбора между жизнью и смертью, подвигом и предательством.
Три части картины объединены образом командира Ананьева и рассказывают о том, что не было на войне легких времен: ни вначале, ни в середине, ни в конце. Здесь нет великих сражений, но видно, что любой бой местного значения решает многое в судьбе каждого его участника и общей ситуации на фронте.
Серия первая. Август 1941 г. Поредевший батальон во главе с лейтенантом Ананьевым получает от командира дивизии задание защищать с запада железнодорожную станцию. Ананьев оставляет на сутки, прикрывать фланг, бывалого старшину Карпенко, участника финской, четырех оставшихся от его взвода бойцов и бронебойщика по прозвищу Свист.
Свист- детдомовец с замашками шпаны и поговоркой: "Будь спок!" Фалин - интеллигент, половину слов которого старшина не понимает. Пшеничный - скопидом из классово чуждых, Овсеев - городской пижон, Климчук - вчерашний школьник. Бой покажет кто чего стоит. К концу его останется в живых только один боец.
Серия вторая. Март 1943 г. По раскисшей дороге идет рота старшего лейтенанта Ананьева. Подразделение на марше растянулось за что командир ругает взводного Пилипенко. Вернувшийся из дозора рядовой Кривошеев докладывает, что немцы окапываются на высоте рядом с железнодорожной станцией. В темноте ее можно попытаться захватить.
Командиры, учитывая стратегическое значение высоты, ведут роту на штурм с ограниченными ресурсами, докладывают о захвате позиции, но, вскоре, теряют ее в бою с подошедшими свежими силами противника. Командование уже получило доклад, с его учетом будут строиться новые планы. Поредевшая рота снова идет в атаку, в более тяжелых условиях.
Серия третья. Май 1945 года. Окрестности Берлина. Возвращающийся из госпиталя боец Климчук, выживший в бою у железнодорожной станции из первой истории, случайно встречает своего бывшего командира Ананьева, теперь уже майора, исполняющего обязанности комполка.
Тот тоже из госпиталя - сбежал до выписки. Раненая нога еще болит и он едет со случайными попутчиками обратно в полк на грузовике. Налет немецкой авиации разрушает мост и двинувшийся в объезд грузовик застревает на броде через реку.
В ожидании возможности вытащить машину, советские военные останавливаются в особняке старика-архитектора, где скрывается его сын-дезертир. Шофер Воробьев вскоре прибегает со счастливой вестью - немцы подписали капитуляцию. Также в особняк приходит группа капитана Сафронова, конвоирующая арестованного Терещенко.
Известие о конце войны делает людей добрее и снисходительнее друг к другу, общий праздник их объединяет. Утром появляется группировка эсэсовцев на четырех грузовиках. Они рвутся в зону занятую союзниками и могут ударить в тыл нашим. Снова нужно принимать жестокий бой из которого выйдут немногие.
Самой сильной частью трилогии обычно считается первая - в ней больше действия, но, пересмотрев картину недавно, я не могу сказать, что какой-то из ее эпизодов уступает другому.
Боевые операции представлены динамично и жизненно, не считая несоответствий и условности в изображении техники и вооружения. Они важная часть сюжета, но все же центральной темой рассказов Быкова и экранизации остаются люди на войне, их внутренний мир и правдивое изображение ситуаций, в которых они действуют.
Показано взаимное влияние обстановки на характеры героев и их решений на нее. Например, эпизод в первой части, когда готовый нарушить приказ Овсеев уговаривает на то же Климчука и, под влиянием его упрека, тут же жертвует жизнью, взрывая заготовленные против немцев бочки с горючим.
Поступки героев переплетены с судьбой всех остальных их соратников.
Во второй части неисправный рядовой Чумак попадает в плен к немцам, пытающимся обменять его на взятого русскими "языка", и тем ставит командиров перед мучительным выбором. Он взрывает себя и конвоира не найденной немцами гранатой на глазах у роты и его жертва поднимает людей в атаку.
Как обидно умирать в конце войны, когда цветут сирени и яблони, воздух напоен чувством радости жизни! Можно пропустить эсэсовцев в тыл, сделать вид что не заметили, никто не взыщет. Тогда умрут другие, но как тошно жить человеку с совестью, погубив других, уже знает лейтенант Терещенко, для которого смерть в последнем бою лучше такой жизни.
Все актеры словно проживают на экране судьбы своих героев. Кому-то досталась большая или меньшая роль, сложнее или проще, но органичность образов удивительная.
Ананьев (Вадим Яковлев) - не идеальный командир: и приписками грешит, и не всегда знает, что делать, и не особенно образован, но такими, наверное, большей частью, и были офицеры, приведшие армию к победе.
Запоминается старшина Карпенко (Николай Федорцев): практичный, справедливый, не забывающий о ненавязчивом воспитании своих подчиненных в любой обстановке. Кандидат искусствоведения Фалин признает авторитет и правоту своего менее образованного командира, как более зрелого и опытного человека.
Бронебойщик Свист (Александр Вдовин) - это просто сплошное обаяние, которому не мешают недостатки.
Мятущийся между эгоизмом и гордостью Овсеев (Борис Щербаков), ворчливый и безответственный старшина Пилипенко, неприкаянный Чумак, юный старательный ординарец Васюков, правильный замполит Гриневич, неудачливый исправный солдат Кривошеев, мучающийся совестью Терещенко - целая галерея живых достоверных героев картины.
Повторяющаяся в каждой части, как нельзя лучше передающая существо сюжета, песня:
Ты столько знал ночей -
Тревожных и кровавых.
И ты терял друзей
На трудных переправах.
Пролистаны года - страница за страницей,
И это никогда не может позабыться.
(Михаил Матусовский. Песня ,,Моему другу").
Пересмотрите этот фильм, его не показывают так часто как "Живые и мертвые" - тоже несомненный шедевр. Незаслуженно оставлять хорошее кино забытым, в нем сохранена правдивая память о том, как все было.
Если вас заинтересовала тема предлагаю прочесть предыдущую статью: "Неизвестные битвы": 3 забытых советских фильма о разведчиках и героях Великой Отечественной войны.