Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Гуттаперчивость украинских лидеров и дружелюбие Лукашенко. Алёна Дзиодзина расставляет акценты

Оглавление

До светлого праздника Пасхи остаются считанные дни. Очень скоро православные белорусы будут поздравлять друг друга, ликуя о победе жизни над смертью. Но прежде они традиционно в подробностях вспомнят последние дни земного пути Христа: вход Господень в Иерусалим, когда многие из тех, кто в тот день приветствовал Сына Божиего словами «Осанна в вышних!», уже завтра присоединятся к хору поддакивающих, что в унисон потребует от Пилата: «Распни Его!». Что произойдет с этими людьми, которые еще совсем недавно готовы были устилать Твой путь пальмовыми ветвями, а теперь с таким же рвением пожелают стать свидетелями Твоей самого презренного на тот момент типа казни? Откуда взялось в них жестокосердие к Тому, Кто несмотря ни на что был готов отдать Свою жизнь ради людей? В какой момент каждый из них был настоящим и искренним?

Что за тьма накрыла «ненавидимый прокуратором город»?

И как так получилось, что Пилат, точно зная, что идет на сделку со своей совестью, все же поддался давлению толпы и отправил на крест Сына Божиего? Ведь знал, что поступает дважды несправедливо: приговаривая неповинного к смерти и делая выбор в пользу освобождения преступника, когда согласно предпасхальной традиции можно было помиловать одного из осужденных. Но силы духа не хватило, чтобы отстаивать правду, и Пилат предпочел умыть руки перед народом. Тем самым демонстрируя, что ответственность за его решение лежит на них. Однако разве?! Ведь в этом скорее раскрывается проблематика самого Пилата, который побоялся пойти против толпы. Пусть и за правду. А ведь страшно было не только ему…

Молитва Иисуса в Гефсиманском саду напомнит, что даже перед ужасом смерти можно оставаться верным себе, если понимаешь, ради чего пришел в этот мир. И при всем желании, чтобы «миновала чаша сия», ориентируешься на принцип «все ради людей», оставаясь готовым жертвовать собой: временем, здоровьем, личным спокойствием и благополучием.  Но не только… Иные готовы отдать ради этого жизнь, смиряясь со всеми тяготами, что выпадают на их долю. «Не как я хочу, но как Ты…» -- обращаются они к Богу, когда избранный путь становится тяжким бременем.

Не исключено, что каждый из них пригреет возле себя своего Иуду, который предаст за бесценок. Потом он раскается, понимая, что был не прав, и будет великодушно прощен Тем, Кого отдавал на попрание… Но так и не сможет простить сам себя за поступок.

Зазвучит тема страха, не успеет трижды пропеть петух, но апостол Петр, побоясь толпы, уже трижды отречется от своего Учителя, отданного на  поругание. Позже он тоже раскается, и так же будет прощен. Тем самым оставаясь примером, что всегда есть возможность повиниться и продолжить путь на стороне правды. Напомню, несмотря на совершенную ошибку, в дальнейшем Петр, зная, что придется пострадать за Христа, не отступил, оставался верным своим нравственным идеалам и убеждениям.

Элиты благочестия

Отдельно в контексте евангельских событий стоит упомянуть фарисеев. На тот момент это были приверженцы самого влиятельного религиозно-общественного течения. На первый взгляд они могли показаться очень праведными, но за маской формализма и внешней праведности скрывался полный комплекс человеческих пороков: гордость, зависть, страх утратить свое положение и влияние в обществе. В их сердце жила ненависть ко всякому, кто одним только своим примером задевал за больное.

Были и другие представители «элит благочестия» того времени, которые имели власть. Едва ли отношения этих правящих сил между собой можно было назвать дружественными, однако, когда речь зашла про общего «врага», стороны даже были готовы «забыть» о традиционной конфронтации.

Сначала они всячески пытались дискредитировать Его в глазах общества. Но понимая, что это не дает никаких результатов и Его авторитет у народа растет пропорционально тому, как падает их собственный, пришли к выводу, что сильного лидера проще убить. Поскольку Он был  для них словно кость в горле. Во-первых, на Его фоне они не очень-то выгодно выглядели, во-вторых, все они опасались утратить былое влияние. Ведь для некоторых сильных мира сего власть уже как наркотик, и им крайне не по душе, когда рядом есть кто-то смелый, успешный и «слишком самостоятельный», кто, невзирая на внешнее давление, все равно идет своим уникальным путем.

Зависть, злоба, алчность, жажда власти, стремление подчинить своему влиянию целый мир и многие другие человеческие пороки сплотили между собой даже вчерашних врагов. Правящие силы того времени вступили в сговор, лишь бы скорее избавиться от Того, Кто им так сильно мешал. Именно их план предполагал подкупить Иуду, продавить общественные настроения, сыграв на человеческих слабостях, поставить в максимально неудобные условия Пилата, чтобы тот вынес «нужное решение», отправив Христа на Голгофу.

Разделяй и властвуй

Прошло более двух тысяч лет. Казалось бы, цивилизация во многом ушла вперед. Люди стали более образованными, но почему-то не всегда остаются разумными. Уровень культуры не всегда отвечает уровню нравственности. А такие популярные понятия, как «демократия» и «свобода слова», чаще всего эфемерны, и напоминать о них нередко предпочитают лишь тогда, когда это выгодно, чтобы заманить людей в очередную ловушку.

Мир изменился и в то же время остался прежним: иные люди все так же борются за власть, завидуют и ненавидят тех, кто, несмотря ни на что, умеет быть сильным, предпочитая идти своим путем. Даже когда это кому-то очень не нравится.

В задачи данной статьи отнюдь не входит попытка как-то по-новому трактовать тексты Священного Писания, приравнивать кого-либо к Господу Богу или заставить кого-то уверовать и пойти в церковь. Однако сама проблематика евангельских событий стоит того, чтобы о ней говорить. Потому я просто оставлю здесь этот отрывок из книги Нового Завета:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского.

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Мф. 12:22-25). Или, как иначе может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. (Мф.12:29)»

Попытки дискредитировать человека, даже когда речь идет о добрых делах, стремление навязать общественности убеждение, что за его благими поступками не стоит на самом деле ничего хорошего; вводить в заблуждение хитросплетениями враждебной риторики пусть и тщетные в целом, но все же эти поползновения призваны «ослабить сильного, чтобы в итоге расхитить дом его». Ничего не напоминает?

От Бога досталось…

Наш Президент держит в фокусе прежде всего интересы своей страны и благополучие белорусского народа, но при этом мы всегда ориентировались на принципы взаимного уважения, миролюбия и конструктивного диалога. Даже если и возникали порой спорные вопросы с другими государствами. «Соседи нам от Бога достались и потому с ними важно дружить!» — всегда подчеркивал Батька, поясняя, что негоже при конфликте интересов разговаривать через забор, как плохие соседи.

Между тем на почве политики разгорались войны, когда правящим силам не удавалось договориться. В отношениях с другими Александр Лукашенко никогда не позиционировал себя небожителем. И вопреки злым языкам, не стыдился своего происхождения.

-2

Он сам пришел к власти из народа, что помогало ему лучше слышать и понимать интересы обычного человека. Регулярно общаясь с белорусами, он и политику государства  выстраивал с позиции Президента-отца, которому отнюдь не чужды проблемы и интересы своего народа. Вероятно, именно поэтому со временем его ласково прозвали нашим Батькой.

Будучи Главой государства, но при этом оставаясь таким близким  простому человеку, Александр Лукашенко всегда хорошо осознавал, что в межгосударственных конфликтах почти всегда в первую очередь проигрывает и страдает народ. Понимая ценность мира, благополучия и безопасности, наш Президент по возможности оказывал (и продолжает оказывать) посильную помощь и поддержку другим странам в решении каких-то внутренних проблем или внешних конфликтов.

Три брата

Но при дружественном отношении к другим государствам два из них исторически для нас по-особому родные: Россия и Украина. «Наши братья», как их ласково называет Александр Лукашенко. И когда так вышло, что в славянской семье  между двумя братскими народами упало яблоко раздора, наш Президент, оставаясь в хороших отношениях с обеими сторонами, сделал то, что от него зависело, пытаясь примирить их. Тогда Александр Лукашенко предоставил площадку для переговоров двум конфликтующим братьям, чтобы те могли договориться и прийти к согласию.

Вспоминая о тех временах в диалоге с депутатом Верховной рады Украины Евгением Шевченко, Глава государства рассказал, как начиналась работа Трехсторонней контактной  группы (ТКГ): «Тогда попросил Президент Порошенко, Путин, все согласились, что да, в Минске. Это близко, политически выгодно». И что немаловажно, для всех сторон безопасно. В этом смысле, предоставляя площадку для переговоров в Беларуси, Александр Лукашенко брал дополнительную ношу ответственности, как радушный хозяин, приглашая в гости конфликтующих братьев на семейный совет.

-3

Шло время, менялись официальные представители ТКГ. В Беларуси же непременно, по словам Президента, создавались все условия для мирных переговоров. «Мы обеспечивали все, что только украинцы хотели!» — подчеркивает Александр Лукашенко.

Наш Президент не скрывает, что по мере развития конфликта между Россией и Украиной он был глубоко погружен во все детали противостояния. И всегда отзывался на просьбы еще как-то посодействовать в переговорах: что-то передать, обсудить или донести до одного из братьев какое-то конкретное предложение второй стороны.

-4

«Если просил меня бывший Президент Украины, да и с этим Президентом, когда мы встречались... Если были какие-то просьбы для того, чтобы обсудить вопросы в России, где-то выступить (чего я очень не люблю) каким-то посредником. Мы же родные, я из этого исхожу. Поэтому я всегда это делал», — рассказал Глава государства на прошлой неделе.

Беларусь во главе с Александром Лукашенко всегда настроена в отношении других стран исключительно дружелюбно.

Благими намерениями…

Роль посредника не всегда благодарная, это стало  понятным семь лет спустя, когда, выступая миротворцем, Беларусь вдруг оказывается еще в чем-то виноватой… И очередной глава Трехсторонней контактной группы со стороны Украины Леонид Кравчук принялся транслировать в СМИ, что Беларусь ни в коем случае больше не может оставаться площадкой для переговоров. «Поскольку она устами Лукашенко говорит очень некрасивые и даже неприличные вещи по отношению к Украине, она (Беларусь. — Прим. ) под каблуком у России!» — заявил украинский представитель ТКГ Кравчук.

Это стоит того, чтобы еще раз повторить, но тезисно: некрасивые, неприличные вещи; по отношению к Украине;  устами Лукашенко. Потому как, упрекая белорусского Президента в недружественной риторике, тот же Кравчук параллельно не скупится на комментарии о политической ситуации в Беларуси и протестных настроениях в нашей стране.

Одним словом, контрасты в контексте абсурда… Хочется просто это процитировать. Без комментариев:

«Я считаю, что сейчас уже бессмысленно призывать Лукашенко к чему-то. Поэтому в данном случае, на мой взгляд, требуется жесткая постановка проблемы. И ее нужно решать не при помощи мягкого, а при помощи жесткого подхода!».

-5

Говоря о нашем Президенте, который семь лет предоставлял площадку для мирных переговоров между конфликтующими братьями, откликался на любые просьбы о помощи с украинской стороны, Кравчук в своих заявлениях об Александре Лукашенко так же внезапен, как… стихийное бедствие: «Человеческого в нем фактически не осталось. Он утратил качества гуманности, добра, уважения и даже сочувствия к людям!».

«Неуставший Президент»

Пытаясь акцентировать внимание общественности на том, что наш Лидер явно не из тех, кто может просто оставить свой пост, Кравчук порой ехидно подмечал в диалогах с журналистами: «Хороший человек и сам бы устал за эти годы! Белорусы от него устали, и захотели чего-то нового. Но в данном случае этого не произойдет». Возможно, именно эти высказывания наш Президент имел в виду при разговоре с депутатом Верховной рады на прошлой неделе, упоминая о комментариях нынешнего представителя ТКГ Украины: «Человек непонятно как себя ведет, вообще не знает меня практически (ну а Беларусь вроде бы для него, советского человека, не чужая), позволяет себе подобные высказывания! Не знаю, зачем ему только это. В политике ведь очень важно: если что-то делаешь, то зачем. Вот я не понимаю, зачем».

При этом, скорее всего, мудрый белорусский Батька все понимает: для чего, почему и зачем. Просто есть ли смысл что-то объяснять бывшему первому Президенту Леониду Кравчуку, который, видимо, «устал» от своей должности всего за три года, так и не успев за это время понять, что управление государством для иных не становится целью, а является лишь проявлением любви к Родине и желания позаботиться о своем народе. И утомить Президента по призванию может лишь продуктивно прожитый день, когда солнце подходит к закату.

Любовь же к родному краю и отеческая забота о людях не знают усталости. Любовь никогда не устает. Но опять же, есть ли смысл объяснять свои решения тем, кто уже определил: «силою Веельзевула — князя бесовского изгоняет он бесов»?!

Совершенный друг и «абсолютное зло»

Интересно, чьими же силами, по версии Кравчука, была движима готовность нашего Лидера приютить у себя 150 тысяч украинцев, когда начался конфликт на Донбассе? «Кто-то из них потом вернулся, многие трудоустроились здесь, и указ я подписал, предоставив равные права приехавшим украинцам в Беларуси. А это, вы знаете, большой социальный пакет: бесплатное образование и медицинское обслуживание, трудоустройство на работу…» — не в упрек, а в знак своего доброго отношения к украинскому брату вспоминает белорусский Батька.

Более того, при необходимости он и теперь готов откликнуться на беду украинского брата, как бы непросто ни складывались отношения между нашими странами. В данном случае все решают принципы человечности, готовность разговаривать и искать выход, с учетом  интересов простых людей.

«Зло нужно остановить обязательно. А сегодня правительство в Беларуси во главе с Лукашенко — это зло», — сердито резонерствует Кравчук о Президенте, чьи интересы не сомкнулись лишь вокруг выгоды «собственного дома» и своей большой белорусской семьи. О чем еще раз свидетельствует готовность Александра Лукашенко откликнуться на трудности украинского брата, когда год назад Президент Владимир Зеленский обратился с просьбой об экстренной помощи с обеспечением топливом для посевных работ.

-6

«Звонил раньше Зеленский. У него шла посевная кампания, остановилась техника — топлива нет. Мы поснимали топливо со своих предприятий, перебросили в прошлом году на посевную украинцам. Мы помогаем соседним украинским областям. Сейчас меньше — границу позакрывали. Но помогаем. А раньше вообще перебрасывали технику и сеяли/убирали соседям. Готовы и сейчас это делать, если у нас какие-то есть возможности», — отмечает  Александр Лукашенко, скорее недоумевая от абсурдности предъявляемых претензий со стороны конкретных политиков. К счастью для всех сторон, наш Президент хорошо умеет разделять отношение к словам и комментариям некоторых людей от своего отношения к народу в целом.

«По плодам узнаете их…»

Украина всегда была для Беларуси братом и никакой Кравчук не в силах здесь что-либо изменить. Наш умудренный опытом и «неуставший Президент» понимает, что подобные попытки дискредитировать его, подточить авторитет или уличить, обнаружив недоброе во всяком бескорыстном и благом, — не более чем «политическая вакханалия». И пока «фарисеи современности» ищут возможности очередной раз злобно цыкнуть, белорусский Батька, как и прежде, идет своим уникальным путем.

Переживая за то, что в случае чего в первую очередь снова пострадает простой народ. И потому, когда речь заходит о переговорной площадке для перемирия двух конфликтующих братьев, наш мудрый и дальновидный Президент заботливо пытается предостеречь о последствиях: «Просто жаль Украину, что этот процесс может затянуться или вообще разрушиться. Этого делать не нужно!». Ведь, как уже говорилось, в политике очень важны два вопроса: ради чего и зачем. Однако ставит ли Киев во главу угла интересы своего народа или же отдельно взятые политики готовы принести в жертву множество человеческих судеб во имя каких-то своих нездоровых амбиций? Это вопрос к правящей верхушке нашего украинского соседа, друга и брата. И им на него отвечать, а потом с этим жить.

А для каждого «политического фарисея» наших дней, кто теперь пытается очернить и злословить «сильного», чтобы тем самым «связать» по рукам и ногам этого домовитого хозяина, а позже — расхитить дом его, в Священном Писании тоже находятся свои строки:«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». (Мф.12:33-34).

Алёна Дзиодзина

Автор фото: фотографии из открытых источников