В первой части мы говорили о причинах появления красных латышских стрелков, во второй - о формировании национальных частей в русской армии, которое почти полностью свелось к образованию корпуса латышских стрелков. После революции примерно половина латышских стрелков ушла бороться за свободу Латвии, а чуть больше половины остались бороться за свободу рабочего класса от угнетения. Это и были - красные латышские стрелки.
Несколько больше десяти тысяч человек. Это много или мало? Вроде бы, в стасорокамиллионной стране - это капля в море.
Однако, красные латышские стрелки оказались полной "имбой", выражаясь современными терминами из компьютерных игр.
Ну а что вы хотели? единственная боевая часть, которая сохранила в полном объеме и состав, и структуру. Пусть не в полном объеме, но имела штатное вооружение пехотной дивизии - пулеметы и пушки. Плюс боевой опыт, плюс боевое слаживание.
И помножьте на исключительные качества латышского солдата.
В общем-то, неудивительно, что красные латышские стрелки гоняли ссаными тряпками (прошу прощения за мой французский) всех, с кем их сводила гражданская война, от юнкеров и эсеров в Питере и Москве, и до офицерских полков на юге страны.
Тут наверняка найдутся те, кто вспомнят про "дикую дивизию". Да, она сохранила личный состав и личное оружие. Но - не офицерский состав, и не тяжелое оружие. И даже так "дикая дивизия" долго являлась такой же "имбой", только со стороны белых.
Казачьи части? а тут всё сильно сложнее. Казаки, вообще-то, не рвались воевать ни на стороне белых, ни, тем более, на стороне красных. Их больше всего устроило бы, если бы их все оставили в покое на их донских-кубанских-уральских-сибирских землях. И, кстати, тяжелого оружия и полноценного офицерского корпуса у казаков в годы Гражданской тоже, все-таки, не было.
* * *
Неприятной особенностью красных латышских стрелков была их дисциплинированность и послушность начальству.
Да, эти деятели печально прославились участием в карательных операциях, в которых они, не слишком задумываясь, уничтожали и женщин, и детей.
А что: начальство сказало "Надо!" - значит, надо.
Это тоже национальное качество латышей, послушность.
Причем, замечу, особыми зверствами красные стрелки не отличались: сказали всех перерезать-перестрелять? так и сделают, мучить и куражится не станут.
Кстати, в отличие от латышских "добровольческих батальонов" 1941-42 годов. Эти, как раз, очень даже любили и помучить, и поиздеваться. Но там... те ещё латыши были. Чуть не половина - с русскими фамилиями... Посмотрите, недавно публиковались списки.
* * *
Что же не-красные латышские стрелки, которые отправились строить национальное государство в Латвию?
Правильнее, наверное, было бы их назвать "менее красными", или "красноватыми" :)
Да, в общем-то, ничего :) Не проявили они себя как-то как единая сила. Кто-то боролся, кто-то воевал. Кое-кто поучаствовал в отражении наступления большевиков на Ригу, то ли первого, то ли второго, то ли даже обоих...
Это, вообще, забавная история. Так-то Ленин подписал договора о признании независимости прибалтийских государств, и - официально - большевики никаких попыток захватить бывшие провинции Российской империи не предпринимали. Но... В Кремле, видимо, всегда была "партия войны", так что неофициально, "добровольцы", предприняли две попытки дойти до Риги, установить в Лифляндии и Курляндии советскую власть, и присоединить эти губернии к остальной Советской России. Ну, не вышло. Получилось только куда позже, у тов. Джугашвили, при поддержке г-на Шикльгрубера.
Но кое-кто из бывших латышских стрелков отметился и в латвийской внутренней политике, и в латвийской армии межвоенного периода. Впрочем, а чего вы хотели - для полуторамиллионной страны почти десять тысяч молодых активных мужиков - это много. Это больше одного процента населения, а если отбрасывать детей и стариков, так и вовсе процента три выйдет.
* * *
Ну а красные латышские стрелки все больше и больше привлекались к охранным задачам. Я на месте большевистских лидеров тоже предпочитал бы, чтобы меня охраняли дисциплинированные ответственные латыши, а не вечно пьяные и норовящие что-нибудь украсть матросы. Или солдаты из крестьян, которые однажды могут решить, что текущая политика большевистских властей не соответствует интересам родной деревни Гадюкино. А членов РКП(б) на тот момент было настолько мало что их еле-еле хватало для руководства советами во всех уездах страны, даже в комиссары в Красную армию частенько брали эсеров, анархистов, да перековавшихся меньшевиков. Так что идейных охранников, кроме латышей, у большевиков попросту не было.
Закончилась гражданская, отшумели народные восстания против новой власти. Все более-менее устаканилось... Красные латышские стрелки и хотели бы вернуться на родину, да вот незадача - там сидит буржуазное правительство. И совсем не хочет видеть в стране "подрывные элементы". Так что приехать домой, и загреметь в тюрьму... На такое только русские эмигранты шли, в тридцатых - пятидесятых годах. Но с ними всё ясно: загадочная русская душа и "ностальгия" (С) Тарковский. А красные латышские стрелки еще пожить хотели, и не за решеткой.
А куда мог податься простой латышский солдат? по большому счету, выбор у него был невелик. Либо учиться... либо в военизированные формирования. В Красную армию, в милицию, в ЧеКа. Так и получается, что среди красных командиров двадцатых - тридцатых годов чуть ли не каждый второй - с латышской фамилией. А уж среди всяких представителей спецслужб так точно не меньше, чем каждый второй. Они же все идейные были, потому и остались в России, революцию делать... Так по идейной линии дальше и пошли. Кто в разведку, кто в контрразведку, кто - ловить контрреволюционеров и искоренять всякую крамолу.
Опять же, латыши идеально подходят для такой работы. Честные, аккуратные, порядочные, и... исполнительные. Начальство сказало - ему виднее. Латыш честно и аккуратно выполнит то, что ему было сказано... Что бы потом об этом ни написали будущие правозащитники.
Вот сколько ржали победители-демократы над Борисом Карловичем Пуго! А я ему очень даже сочувствую. Представьте себе: всю жизнь человек честно выполнял свой долг, выполнял достаточно нелегкую работу, сделал нехилую карьеру... И оказался государственным преступником! да для латыша - настоящего латыша - и представить себе невозможно более печального сюжета! Попасть на скамью подсудимых просто за то, что честно исполнял свой долг?!
Помните дело капитана Ульмана? Фамилия-то латышская. Напомню: в январе 2002 года в Шатойском районе Чечни ловили Хаттаба, группа Ульмана блокировала дорогу Дай-Циндой. Во время исполнения боевой задачи обстреляла автомобиль, который пытался прорваться из блокированного района. По приказу вышестоящего командира, бойцы Ульмана добили находившихся в машине мирных жителей, за что Ульман был позже осужден. Честно выполнил приказ? садись!
Типичный пример поведения - и судьбы - латыша, пусть и в третьем поколении живущего в России.
* * *
Собственно, это всё, что я имел сказать про красных - да и не-красных - латышских стрелков. Наверное, можно было бы вспомнить некоторые имена, вроде Иоакима Вацетиса (Вациетиса) или Яна Берзина. Погуглите, нетривиальные люди, большой след оставили в истории Советской России.
А выводы... А вывода два.
- Первый: даже самый маленький народ может оказаться очень важен в мировой истории.
- И второй: история справедлива. Всем и всегда воздается, хотя иной раз воздается не самому деятелю, а его потомкам. Так в Латвию пришла советская власть в 1940, в воздаяние за подвиги красных латышских стрелков в Гражданскую. Так нынешняя латвийская власть гнобит русских, за вклад СССР в развитие латышской земли и государственности. А лет через сорок история будет воздавать потомкам нынешних латышей... если будет кому воздавать, конечно. С Грузией, к примеру, у меня совсем нет уверенности, что она еще будет существовать в 2060-70 годах.
P.S. Когда готовил эту статью, наткнулся на любопытный сайт. Хотите знать больше - полистайте.