Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего и среднего (полного) общего образования определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием:
вместо простой передачи от преподавателя к обучающемуся ЗУН (знания – умения – навыки) главной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.
Комментарий: считаю, что это перекладывание проблемы на плечи ребёнка, т.к. государство не способно внятно сформулировать ЦЕЛИ обучения – кого общество хочет видеть в выпускнике? Зачем учиться, если образование не гарантирует достойный уровень жизни?
ФГОС настаивает, что именно проект должен стать важной стороной деятельности учащегося, теперь наименование выполненного проекта и отметка за него указываются в аттестате выпускника. И все обязаны создавать проекты.
Проект будут создавать учащиеся Но проект будут выполнять и ученики этой школы, где месячная плата за обучение составляет 100 000 рублей
Виды учебных проектов
Доктор пед.наук, профессор, зав. Лабораторией ИСМО РАО Е.С. Полат предложила «следующие признаки проектов по характеру доминирующей в проекте деятельности»:
o поисковая /поисковый проект/
o исследовательская /исследовательский проект/
o творческая /творческий проект/
o ролевая /игровой проект/
o прикладная (практико-ориентированная) /практико-ориентированный проект/
o ознакомительно-ориентировочная /ориентировочный проект/
Ведь правда, красиво называются?
А я порылся на сайтах и нашёл темы проектов, которые получили безусловное одобрение чиновников московского департамента образования в школах, ставших пилотными:
История:
Герои Советского Союза – мои земляки
А. Колчак – адмирал и полярник
Злая судьба русской науки (Репрессии против советских ученых в 30 годы)
Моя земля в XX веке (история одной из деревень Можайского района – коллективный проект)
Знаменитые русские эмигранты
Пионерия – истоки и современность
(А мы боялись: работа в архиве, беседа с участниками событий, опрос земляков, поиски документов, анкеты, постановка опытов… да не нужно ничего, качай из интернета и оформляй в папку! Ну, какие открытия принесёт проект «Знаменитые русские эмигранты»? Верите, что группа поедет в Париж и проведёт встречи с потомками князей Голицыных?)
Литература:
Образы-символы в романе Пушкина.
Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка».
Кроссворды по произведениям А.С. Пушкина.
Художественные особенности поэзии В. Маяковского
И тоже всё десять раз изучено, диссертации написаны…
ОБЖ:
Их имена носят улицы
Диета и здоровый образ жизни
Формирование здорового человека как функция воспитания.
Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья.
Энергетические напитки: вред или польза?
Что может ученик открыть в этих проектах? Какие самостоятельные исследования он проведёт? Какой смысл в такой имитации деятельности? А ведь ВСЕ выпускники должны создать проект, и будут тратить время учителя и ученики, выбирать картинки, собирать тексты, перебирать сайты интернета, и кто-то с умным видом будет подавать рапорт о 100-процентном охвате проектной деятельностью…
В начале любого дела сначала изучаются условия, анализируются возможности, создаётся основа для работы, и только потом начинается сама работа. Школа не готова организовать проектную деятельность учеников не для отчёта, а для результата. Да, возможны какие-то учителя-энтузиасты и ученики-самородки, но не на этом же основывать проектную деятельность всей школы?!
Вывод: поскольку никто точно не знает, что же такое проект, всё, что мы назовём для отчёта проектной деятельностью, ею и будет считаться. Главное, папки вовремя сдать.