Йога - одна из шести основных систем индийской философии, называемых шад-даршанами. Йога - это не только практическая наука, но и философия. Философская система йоги существует с древних времен, но она была систематизирована Махариши Патанджали в его классическом трактате, который сегодня известен как Йога-сутры Патанджали. Итак, что такое йога?
Сегодня система йоги признана во всем мире как образ жизни, направленный на поддержание оптимального здоровья и физической формы тела и разума. Организация Объединенных Наций объявила 21 июня Международным днем йоги. Несмотря на широко распространенное признание йоги, у практикующих может возникнуть заблуждение относительно того, что такое настоящая йога - что такое йога, а что нет. Йога - это не скручивание тела и выполнение гимнастических упражнений. Также это не имеет отношения к психическим силам и их проявлению. Многие неосведомленные люди вводятся в заблуждение, когда видят уловки, магию и различные сиддхи (или сверхъестественные силы) и связывают это с йогой. Это неправильное понимание йоги. Йога не имеет ничего общего с этими фокусами, магией, экстрасенсорными способностями или гимнастикой. Напротив, йога - это систематический метод достижения гармонии тела, дыхания, разума и души.
Значение йоги
Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», что означает «присоединяться». «Юджйате анена ити йогах» - что означает «То, что соединяется, есть Йога». Йога - это соединение индивидуального сознания (или дживатмы) с универсальным сознанием (параматмой).
Тема йоги широко рассматривается во многих древних индийских писаниях, таких как Йога-сутры Патанджали, Бхагват-гита, Упанишады, Йога-васишта, Хатха-йога-Прадепика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Пураны и т. Д. Также в последнее время такие выдающиеся духовные лидеры, как Свами Вивекананда и Шри Ауробиндо дополнительно прояснили концепцию и цель философии йоги.
Свами Вивекананда подчеркивал роль йоги как средства ускорения темпов эволюции индивидуальной души. Эволюция - естественный процесс. Все существа, включая людей, постоянно развиваются. Но с помощью йоги можно сделать сознательное усилие, чтобы ускорить этот процесс эволюции. Освободиться от круговорота рождений и смертей можно в одном единственном рождении.
Шри Ауробиндо подчеркнул, что йога - это сознательный метод саморазвития, позволяющий выявить врожденный потенциал человека. Он сосредоточился на всестороннем развитии личности на физическом, эмоциональном, умственном, интеллектуальном и духовном уровнях.
Таким образом, йога - это систематический процесс ускорения эволюции личности путем культивирования ума и всестороннего развития личности, кульминацией которого является переживание более высоких состояний сознания.
Йога по Священным Писаниям
В разных писаниях даются разные определения йоги. Некоторые из них перечислены ниже:
1. Йога-сутра Патанджали дает определение Йоги в стихе 2 первой главы. Согласно ему, Йога - это «Йога Читта вритти Ниродхах», что означает, что Йога - это контроль колебаний Читты или контроль ума.
Следующий стих посвящен результату достижения такого контроля. Он говорит - «Тада дхристух сварупе авастханам», что означает, что - Тогда Видящий устанавливается в Атмане или в каузальном состоянии. Другими словами, практикующий укореняется в естественном, присущем ему состоянии.
Первый аспект относится к контролю над умом, а следующий аспект касается спокойствия и осознанности ума, что является состоянием, достигаемым посредством первого аспекта. Второй аспект более важен и является целью йоги, а первый аспект - средствами.
2. Йога-васишта говорит: «Манах прашаманах упайах йога итйабхидхийате», что означает, что йога - это искусный метод успокоения ума. Йогические методы тонки и искусны и не используют грубую силу. Знание ума - ключ к умелому его подчинению.
3. В Бхагават Гите (глава 2, стих 50) сказано, что «Йога Кармасу Каушалам», что означает, что Йога - это ловкость в действии. Это совершенство в действиях - результат спокойствия и осознанности ума. Ловкость также означает, что действие выполняется с максимальной эффективностью. Это совершенство также является результатом выполнения действий отстраненным образом, без чрезмерного беспокойства о результате действия.
Йога как состояние души
В писаниях йога также упоминается как состояние ума. В процессе эволюции человек получает возможность действовать с различных высших уровней сознания. Йога также может относиться к этим тонким слоям причинных состояний ума. Несколько таких ссылок перечислены ниже:
1. В Бхагават Гите (глава 2, стих 48) йога определяется как невозмутимость ума или равновесие ума во всех ситуациях. Он говорит:
Йогастхах куру кармани сангам тйактва дхананджая
Сиддхьяссиддхйох само бхутва саматвам йога учйате
Это означает - о Арджуна, совершай действия, утвердившись в Йоге, свободный от привязанностей и даже помышляя об успехе или неудаче. Воистину, ровность - это Йога.
2. В Катхопанишад (2.6.11) сказано:
Там йогамити маньянте стхираминдрийадхаранам
Это означает, что йога - это состояние, в котором индрии (или чувства) устойчиво удерживаются. Другими словами, это господство над чувствами и умом.
3. В Бхагават Гите (глава 2, стих 53) Шри Кришна объясняет состояние Стхитапраджны, где он говорит:
Шрутивипратипанна те йада стхасйати нишчала
Самадхавачала буддхиштада йогамавапсйаси
Это означает - когда ваш ум остается устойчивым и невозмутимым даже при прослушивании противоречивых заявлений, тогда вы достигнете состояния Йоги. Это стабильное состояние ума называется стхитапраджня.
Таким образом, Йога предоставляет средства, а также описывает состояние более высоких уровней сознания на пути эволюции. Согласно Махариши Патанджали, это путешествие в эволюции человека может быть достигнуто в несколько этапов. Он разделил методы на 8 широких шагов или ступеней, которые сегодня известны как восемь ступеней йоги или аштанга-йога.