Дарюс Каспарайтис родился 16 октября 1972 года в небольшом городке Электренай в Литовской ССР. Он вспоминал, что Литва была абсолютно нехоккейной республикой, и на коньки он встал только 8 лет. Ему сразу понравился хоккей и он стал неистово тренироваться, чтобы добиться результатов – приходил на лед уже в 7 утра, когда там еще никого не было. Хотя, как и все дети не любил рано вставать.
- Был там еще один пацан, которого заметили и позвали в школу киевского «Сокола» - уважаемой тогда команды. Для меня это стало жутким стимулом: как так, его позвали, а меня нет? Когда мне было 13 лет, наша команда играла со сверстниками из московского «Динамо». После игры вдруг подходит ко мне великий Валерий Васильев, что там скрывать, пьяненький. «Хочешь в «Динамо»?» - «Хочу!» - «Будешь!» - Дарюс Каспарайтис.
На следующий год, получив приглашение, Дарюс приехал в Москву, хотя и имел предложение из Минска. Но в Белоруссии ему не понравилось. В честь Васильева, который его заметил Каспарайтис взял в «Динамо» 6-й номер. Многие сверстники встретили его в новом клубе неприветливо – для них он был чужой, разговаривал с акцентом, и вообще был «не наш». Прозвали его «Гансом», но Дарюс не обижался – «Ганс» так «Ганс».
Каспарайтис: «Те, кто больше всего давал мне понять, что я чужак, ничего в хоккее не добились». Жили молодые динамовцы в четырехместных номерах общежития на «Водном стадионе». Дарюс вспоминал, что питались они скудно, еды хронически не хватало. С 16 лет молодого защитника стали привлекать в основу московского «Динамо». В интервью он говорил, что поначалу боялся тогдашних ветеранов Вожакова и Яшина, которые с молодыми не церемонились.
- Всплеск моей карьеры пошел после того, как мы выиграли молодежный ЧМ-92, а меня признали лучшим защитником. Тихонов, руководивший олимпийской сборной, сначала позвал из нашей команды только Житника с Ковалевым. Мне обидно стало – как так, почему меня-то, лучшего защитника МЧМ, не заметили? Но через два дня Воробьев сказал: «Иди в сборную». Именно иди – от динамовской базы до базы сборной надо лишь дорогу перейти, - Дарюс Каспарайтис.
Дарюс вспоминал, что они никогда бы не выиграли Олимпиаду в Альбервиле, если бы в сборной не было Хомутова и Быкова.. Каспарайтис вместе с Мироновым и Хмылевым играл в одной пятерке вместе с нашими прославленными ветеранами. В финале Объединенная команда (под этим названием выступали хоккеисты) победила в упорной борьбе сборную Канады – 3:1.
Дарюс вспоминал, что отметили они победу так знатно, что по дороге в аэропорт ему стало плохо, и он попросил остановить автобус. Виктор Тихонов посмотрел на него, вздохнул и сказал: «Ты-то куда полез, воробушек!» Тогда молодому защитнику было всего 19 лет. Эта была первая олимпийская медаль в карьере Каспарайтиса, и единственная золотая.
- В том же году был драфт в Монреале. Вторым тогда «Оттава» взяла Леху Яшина. По всем раскладам меня должны были выбрать пятым, а под этим номером шло «Торонто». На меня уже камеры наводили, и тут вдруг какая-то заминка. Потом возобновляют – и выясняется, что «Мэйпл Ливз» совершили обмен, отдав 5-й номер драфта «Айлендерс». А те взяли меня. Еду в Нью-Йорк! - Дарюс Каспарайтис.
Дарюс вспоминал, что «Нью-Йорк Айлендерс» был в те времена командой несильной, но это полностью устраивало молодого защитника, он даже не хотел попадания в топ-клуб. Рассуждал он так: в слабом клубе всегда легче пробиться в основу, а в сильном с этим могут возникнуть определенные трудности. Он вспоминал, что на первой тренировке чуть не умер от усталости – в «Динамо» нагрузки были поменьше.
Зато Дарюс быстро понял, что на маленькой площадке легко играть «в тело». Он сделал «мельницу», которая стала впоследствии его фирменным приемом, что чрезвычайно понравилось тренерам – вот так и надо играть. Никаких авторитетов в НХЛ у Дарюса не было с самого начала, как впрочем, и страха. Каспарайтис: «Меня там никто не знал, и фамилия моя напоминала какую-то загадочную болезнь на латыни». Необычайно удивила его первая зарплата – 20000 долларов, он не знал, что с такими большущими деньгами делать.
- Имя в НХЛ я себе сделал, жестко сыграв против Марио Лемье. Играем с «Питтсбургом», он меня в спину на борт толкает. Что за ерунда, думаю? Встаю и даю ему обратно. А потом еще добавляю. Зрители в Питтсбурге с ума сходят, а мне по барабану. Не надо со спины бить! - Дарюс Каспарайтис.
Продолжение следует…
Дарюс Каспарайтис. «Карьерой своей доволен. Жаль, выиграть Кубок Стэнли не получилось».
Владимир Ковин. «Я всегда был бойцом и на льду я никогда никого не боялся».