Найти тему
Не хлебом единым

Страстная среда. Романтизированный образ предателя Иуды.

Оглавление

Страстная среда - один из самых печальных дней в церковном году. Он настолько важен, что Церковь объявила его постным в течение всего года. Страстная среда - это день предательства Иуды. На протяжении 2000 лет отношение Церкви к Иуде остается неизменным. Но в философии и литературе Нового времени его образ стал романтизироваться и героизироваться. Порассуждаем, почему так происходит.

https://zen.yandex.ru/media/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/poslednie-dni-jizni-hrista-shag-za-shagom-kalendar-na-strastnuiu-sedmicu-60869a0b7b54072a7639cb4a прочитав эту статью, можно узнать, что происходило со Христом в каждый день Страстной седмицы

Причина предательства

Причина предательства Иуды во всех 4-х Евангелиях названа ясно: сребролюбие. Вспомним слова апостола Павла: "ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10). Страсть сребролюбия - это ведь ни что иное, как гордость, которую отцы считают матерью всех пороков. Жажда обладать не только имуществом, но и властью, славой, покоем, другим человеком в конце концов.

30 сребренников. Фреска эпохи Возрождения https://rusdozor.ru/2018/04/04/velikaya-sreda-pravoslavnyj-kalendar-na-4-aprelya/
30 сребренников. Фреска эпохи Возрождения https://rusdozor.ru/2018/04/04/velikaya-sreda-pravoslavnyj-kalendar-na-4-aprelya/

Иуда воровал церковные деньги, что во все времена считалось тяжким грехом, на который решались в последнюю очередь: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали". (Ин.12:4-6)

Воровство пожертвований, церковной казны ослепляет человека и делает легкой добычей диавола, ведь это по сути воровство у Бога. Дальше, видимо, страх за свою жизнь (как бы не разделить с Иисусом Его участь) толкает Иуду на предательство, чтобы побыстрее стать на сторону сильных мира сего, оказаться в безопасности.

Новая старая трактовка образа Иуды

После рационалистического XVIII в. век XIX, а за ним и ХХ, истосковавшись по духовности, обращается к мистике, только мистика эта отнюдь не христианская, а скорее гностическая, ведь еще во II в. гностики (направление, именовавшее себя каинитами) первыми романтизировали образ Иуды, представив его необходимой жертвой (кто-то же должен был совершить предательство, раз так предсказано пророками и задумано Богом?).

Таким Иуду представляет А. Франс в романе "Сад Эпикура", Х. Л. Борхес в рассказе "Три версии предательства Иуды", Ю. Нагибин «Любимый ученик. Ночь на 14 нисана».

Даже русские богословы ХХ в., например, небезызвестный протоиерей Сергий Булгаков, считают свидетельство Евангелия и святых отцов о сребролюбии Иуды слишком мелочным. По его мнению настоящая причина предательства обусловлена жертвенной любовью (!!!) Иуды к Учителю. Якобы он предает Иисуса для того, чтобы Тот имел возможность принести Себя в жертву.

Джотто. Поцелуй Иуды XIVв. https://li-ga2014.livejournal.com/534910.html?view=comments
Джотто. Поцелуй Иуды XIVв. https://li-ga2014.livejournal.com/534910.html?view=comments

"Но иной скажет: если написано, что Христос пострадает, то за что осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, двино обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, спросишь ты, если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое скажешь, что если надлежало Христу быть распяту, то то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем Домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком" (Свт. Иоанн Златоуст, Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 81).

Неправильно понятая свобода

Сострадание евангельское всегда держится за Христа, полагает в Нем свой источник. Может ли кто-то на земле быть сострадательнее Человека, Который, умирая в жесточайших муках, просил Бога о прощении Своих распинателей? Почему же некоторые люди как бы лишают Христа этого милосердия, когда речь идет о Иуде? Неужели Господу не было его жалко? Еще как было! Было так жалко и больно, что Он до последнего давал Иуде шанс покаяния!

Зная об уже свершившемся предательстве, Иисус приглашает Иуду на Тайную вечерю, омывает ему ноги, не возбраняет ему причаститься. Господь до последнего не называет имени предателя, хотя ученики просят Его об этом. Он говорил лишь: "Один из вас предаст Меня. <...> опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня" (Мф. 26:21,23). Опустить руку в блюдо вместе со старшим, Учителем, было дерзостью. Из этого видно, что Иуда не оставлял своего замысла.

Тайная вечеря. Современная икона https://psdsale.com/shop/gorizontalnye/tajnaja-vecherja-9689a
Тайная вечеря. Современная икона https://psdsale.com/shop/gorizontalnye/tajnaja-vecherja-9689a
В нашем сознании, видимо, не могут ужиться вместе представления о всеведении Божием (Он знал, правильнее сказать, всегда знает, поскольку пребывает вне времени, о конечной участи каждого из нас )и о свободной воле человека.
Не желая признавать в Иуде предателя, совершившего свой окончательный выбор, мы по сути лишаем его свободы воли, которую дал ему Господь, и которая может простираться даже до предательства Господа. Более того, решая "спасти" предателя и изменить историю, мы по гордости делаем себя милосерднее Бога... Вот это действительно страшно.

Конец Иуды страшен, но это его выбор, никто его на это не толкал. Конец Иуды - это полное неверие в Божию любовь и Божие всемогущество, которого достало бы и на его прощение. Антиподом Иуды в этом случае видится покаявшийся на кресте разбойник. Пусть его образ в эти скорбные одни освещает наши души.

Благодарю за прочтение!