Найти тему
Евразия.Эксперт

Польское руководство нагнетает ненависть ко всему белорусскому народу – запред «Белой Руси»

Фото: kgd.ru
Фото: kgd.ru

Отношения Беларуси и Польши сегодня переживают кризис. Минск считает, что Варшава стремится «ополячить» белорусов, а Варшава обвиняет Минск в преследовании поляков по национальному признаку. Обострение началось с задержания в Беларуси членов незарегистрированной организации «Союз поляков» после того, как прокуратура Бреста направила в суд иск о ликвидации «Польской школы». Этот учебный центр оказался в центре скандала из-за мероприятия по чествованию «проклятых солдат», виновных в геноциде белорусов во времена Второй мировой войны. Почему Польша поддерживает подобные инициативы и к чему это приведет отношения двух стран, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил заместитель председателя РОО «Белая Русь» Александр Шатько.

– Александр Викторович, чем в действительности занимался «Союз поляков», и в чем кроются причины возбуждения уголовного дела?

– Ситуация с двумя «Союзами поляков» весьма давняя. У всех у нас есть часть польских кровей, в том числе и у меня, и я никак не вижу своего преследования. В Республике Беларусь очень хорошо относятся ко всем национальностям: и к русским, и к белорусам, и к украинцам, и к полякам, и к разным другим.

Другое дело, что есть радикально настроенная часть националистических поляков, которая считает, что часть территории Беларуси является исконно польской («верните нам наши польские земли, верните великую польскую державу»). Это нагнетание обстановки. На сегодняшний день Украина рвется в НАТО, а границы у нас общие. Это и поддержка этих потуг вступить в НАТО, и угрозы.

То, что происходит на сегодняшний день с Польшей и Беларусью – ужасная ситуация. Задержание? Да, задержание, но это те люди, которые финансировали через польские каналы радикально настроенную оппозицию, это те, которые поднимали польские флаги на облисполкомах, те, кто разжигал ненависть, в том числе в Гродно и Бресте. Это те самые люди. Наказание я считаю адекватным.

– Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил Варшаву в поддержке беглых белорусских оппозиционеров, предоставлении убежища экстремистам, а также в попытках героизации военных преступников. Каких целей добивается Польша подобными действиями?

– Не хочу никак обижать поляков, потому что ведь только руководители этим занимаются. Простые польские граждане больше занимаются собой, у них тоже хватает проблем с тем же бизнесом в связи с COVID, от которого приграничные территории особенно сильно пострадали из-за прекращения торговых отношений.

Я думаю, что польское правительство работает в угоду Госдепу США, потому что это даже не ЕС.

Это моя точка зрения, потому что я бывал в Польше и не раз и очень хорошо отношусь к самой Польской республике. Красивые города, замечательные люди, но то, что происходит на сегодняшний день в Польше – это нагнетание атмосферы ненависти почти ко всему белорусскому народу и ко всей культуре. А то, что укрывают беглых? Они уже сами жалеют, что уехали в Польшу. Им там несладко, я думаю, что для них это наказание

– Какую выгоду получает Польша от нагнетания ненависти к белорусскому народу?

– Чисто политические факторы. У Польши очень много проблем различного рода. В том числе, вы видите, что и ЕС не очень доволен законодательной деятельностью польского руководства. Есть масса вопросов и по преследованию журналистов, по правам человека и так далее. Польша не участвует в приеме мигрантов из других стран, то есть, она достаточно обособленная, и у нее хватает проблем.

На сегодняшний день цель – просто отвести от своих проблем, перекинуть на чужие, сосредоточиться внимание на чем-то другом. Так было всегда, ничего не поменялось с давних времен. Даже при Советском Союзе, если мы вспомним, Польша – это какие-то митинги и забастовки, военное положение и так далее.

– Комментируя конфликтную ситуацию с Польшей, Лукашенко заявил: «Мы никогда не вспоминали об оккупации Польшей значительной части белорусской территории в 20-30‑е гг. прошлого века. Но, видимо, пришло время вернуться к этой теме и детально исследовать ее с привлечением историков и политологов, что уже, кстати, мы начали делать». Почему историческая тематика сейчас оказались в центре политической повестки?

– Польша претендует на территории Беларуси, говорит, что они являются исконно польскими, и на сегодняшний день Польша говорит, что с приходом Советского Союза и с поддержкой Беларуси в Польше были репрессии, все было плохо и так далее. Но на самом деле 1920‑е гг. не зря вспомнили, ведь белорусское население вырезалось напрочь, и были гонения.

«Ополячивание» было глобальным и тотальным, и об этом тоже не надо забывать, потому что иначе получается, что мы такие вот гадкие и профашиствующие, а там все чисто и красиво. Все на самом деле не так.

История есть история, и как прибалты походили неслабо по Беларуси в стародавние времена, точно так же происходило с Польшей. Поэтому не надо никого терроризировать. Всякое было в истории, надо жить сегодняшним днем, тем, что есть сегодня.

– Что Беларусь предпримет в качестве мер реагирования на попытки вмешательства во внутренние дела? Может ли измениться уровень дипломатического представительства Беларуси в Польше?

– Я думаю, что отреагирует достаточно жестко, никто никому не даст вмешиваться во внутренние дела, в том числе и Польше (и та это прекрасно понимает). Наш президент уже говорил о том, что часть дипломатических миссий, которые не приносят результата для страны, будет закрыта. Конечно, от этого больше пострадают простые люди, но это не инициатива Беларуси.

Польша на сегодняшний день стремится расширить влияние. Это связано и с католицизмом: уже и католические священники к этому делу примешаны. Поэтому меры будут достаточно жесткие. Если Польша будет проявлять такую же активность, как делала это до этого момента, то будут ответные меры, и это понятно и нормально.

– Как данная ситуация отразится на будущем белорусско-польских отношений?

– При всех передрягах мир меняется, меняются люди. Я очень надеюсь, что закончится COVID, закончится эта всемирная истерия по поводу России, Беларуси, разделения полномочий, геополитического деления. Мы уже проходили эти этапы и периоды, и я надеюсь, что отношения на уровне таких организаций, как мы, общественных структур, культурных связей, личностных отношений сохранятся.

В свое время нас с Россией пытались поссорить, но, тем не менее, внутренние, семейные, теплые отношения сохранились, и сегодня они являются стимулом и тем толчком для развития дальнейших отношений, в том числе экономических и межгосударственных. То же самое произойдет и с Польшей.

Когда-нибудь закончится этот дурдом, все вернется на круги своя, и в конце концов простые люди поймут, что мне как простому человеку не надо польских территорий, как и поляку не нужны территории брестщины и гродненщины. Им надо хорошо жить, хорошо кушать, чтоб было мирно, чтоб дети могли учиться и развиваться. То же самое нужно каждому народу, и я думаю, что трезвый разум минус глобальная политика восторжествует. Сегодня это звучит как фантастика, но я на самом деле в это верю.

Беседовала Мария Мамзелькина