Найти тему
Клуб дрожащих рук

Мастер-класс по выдержке

Оглавление

Иногда мне становится лень учить детей. В такие моменты я либо с ними играю в настолки, либо занимаюсь творчеством. Первый вариант - это для идеального поведения. Второй - для не идеального. Потому что ручной труд - это всё же маленько наказание. В конце концов, я не имею права проводить контрольные и ставить отметки, должен же быть у меня хоть какой-то, гм, механизм наказания.

Дети чем-то заняты, и в то же время их не заставляют писать/учить/отвечать. Вроде несложно, но в какой-то момент они понимают, что где-то здесь подвох.

Потому что сотворить что-то, чего ты раньше не делал, да ещё и на "профессиональном уровне", когда над душой стою такая вся идеально-умеющая (с точки зрения детей) Я....

Итак, моё новое хобби дотянулось до детей. И оказалось, что открыточки - это лайтовый вариант. А вот вышивка...

Забегая вперёд процитирую одного мальчика (одного из пяти мальчиков): "Давайте завтра Илье Александровичу на технологии скажем, что хотим вышивать?"

При этом другой мальчик из этой компании давеча заявил, глядя, как мы с девочкой обсуждаем её вышивку (маки в вазе от Искусницы), что, мол, вы же девчонки, чё вы там ещё обсуждать можете... Он, конечно, не всерьёз, так, повыпендриваться. Но именно он из пацанов справился с вышивкой лучше всего.

Это вышивка той самой девочки с маками
Это вышивка той самой девочки с маками

Был ещё один мальчик, который долго не решался. С одной стороны проглядывала неуверенность, страх ошибиться и быть осмеянным и при этом - явный страх потери мужественности. В итоге он понял суть процесса, но не справился с соотнесением схемы и реальности.

Что же мы делали

Я выбрала несколько сов из бесплатного совместника "Совиного леса". Вышить небольшую схемку в среднем 12 на 12 крестиков за два часта можно. Мы потратили почти три, но я была одна, а только трое из пришедших сегодня семи умели вдевать нитку в иголку и только двое - умели закреплять.

В качестве основы был пластик. Затем можно приклеить на что-нибудь и сделать брелок или значок. Детям нужно видеть практическую цель.

Цвет я заставила выбирать самостоятельно. Формально был объявлен конкурс на самую оригинальную сову.

Только одному мальчику права выбора я не дала. Ещё на прошлой неделе, когда я пригрозила, что мы будем вышивать и именно сов, он радостно заорал "Хочу вышить Буклю!". Так что ему был уготован белый цвет, раз так хочется. Надо иногда творить маленькие чудеса.

Его процесс был самым трудным. Он на втором месте по степени неусидчивости, самоконтроль чуть выше плинтуса, только шахматами можно его успокоить. А тут ещё и белый цвет... Видно на пластике слабо, белые нитки быстро пачкаются (даже предварительное мытьё рук не помогло). Периодически он запутывался, потому что решал обшить кусочек основы по кругу... Я его распутывала, что-то вышивала за него, но почти все верхние полукресты он вышил сам, это я гарантирую. Сам же процесс протаскивания иголки с ниткой вызвал у него просто кайф, по его словам. Он даже спрашивал, нормально ли то, что ему сейчас так хорошо?

Сложно ли это с точки зрения педагога

Безумно. Мне приходилось постоянно вдевать нитки в иголки, тот самый нерешительный мальчик в итоге просто не попадал в очередь из-за своих колебаний. Только две девочки справлялись сами, пять пацанов были чисто моей ношей. Вдевание и закреп на входе, потом надо закрепить на выходе. Только один мальчик научился...

А ещё я постоянно рявкала на них, что иголку надо держать за ушко. Именно так один мальчик своё дело не закончил, у него всё время вылетали нитки, он упорно тащил иглу за острие и туда и обратно, один раз всё же сам вдел хвостики, но потом завис. Этот мальчик самый неконцентрируемый. В последнее время особенно, по уровню восприятия откатился к возрасту лет шести. Кстати, это тот мальчик, который по осени рассказывал мне, как пробовал вышивать и как складывает алмазные мозаики. В четверг попробуем снова, с другой иглой.

Для себя я начинаю вырабатывать модель обучения детей этому умению: показать, как вышить нижний полукрест, может, даже вышить большую часть за ребёнка, а потом дать закрыть все нижние верхними стежками. Если не получается, отобрать, на его глазах исправить, сделать следующий полукрест и снова дать закрыть верхним. Разрешать делать на изнанке что угодно. Правда, временами там встречались ТАКИЕ протяжки через весь ряд (их исправляла, если засекала)... Но самое главное даже в таких протяжках, я видела, что ребёнок понял, что полукрест надо закрыть сверху. Он просто пока не понял, как двигаться обратно и решил вернуться в начало и сделать то же самое, только в другую сторону.

Четыре совы от моих орлов (и одной лебёдушки))))
Четыре совы от моих орлов (и одной лебёдушки))))

Восторг детей от предвкушения результата словами не передать. Мальчик, вышивавший Буклю, уже на третьем ряду воскликнул: "Я дома маме покажу, она офигеет!" И этим мужикам уже тринадцать, вы представляете...

Дети подбираются под педагога

В детях мы отражаемся, как в зеркале. Этот набор у меня новый, но в каждом из них я вижу немножко себя, какой я была в детстве и даже немного сейчас.

  • Неаккуратность - я очень плохо раскрашивала, всегда вылезала за контур.
  • Плохой вестибулярный аппарат (необходимость перестроиться на диагональ у мальчика вызвала ступор и потерю ориентации в пространстве) и проблемы с моторикой - из-за этого я в своё время бросила музыкалку, не могла играть одновременно двумя руками, не могла делать легато или стаккато, пальцы были никакущие.
  • Неуверенность в себе, замаскированная под нежелание доводить начатое до конца или игнорирование правил. Попробуйте найти на второй фотографии сову, вышитую девочкой (другой, не той, что с маками). Вы сильно удивитесь...
  • Непривычность к победам и ситуации успеха. Это без комментариев. Обсуждать проблемы современной школы можно бесконечно, толку-то.

А ещё, а ещё! Девочка, которая умеет вышивать, делает это на ходу! Иногда просто стоит, если нужно сверяться со схемой, иногда, когда не нужно или запомнила, ходит с вышивкой туда сюда. Я сейчас такая же. Предпочитаю вышивать стоя. Очень внезапное совпадение.

Своих сов дети расхватали, они так радовались им, что отбирать для доработки (приклеивания на фоам) или лучшего фотографирования при нормальном свете было бы жестоко. Надо напомнить, чтобы принесли в четверг, чтобы оформить всё. Получат себе брелок или просто висюльку.

Главное - своими руками

Любите детей и вышивку, удачи вам)