В данной статье мы рассмотрим гойдок, движок системы РРБ "Гопки Спас". Это то, за счет чего мы передвигаемся, генерируем силу удара, управляем вниманием противника и аттакуем. Итак, сейчас мы и рассмотрим зачем же нужен гойдок и как его тренировать.
1. Первое официальное упоминание о «Гопки спас» было еще в советское время, в журнале «Техника-молодежи» №2 от 1989 г. История данного вида боя по приданиям уходит к пластунскому куреню запорожской сечи. Наиболее близкие системы из известных нам, по арсеналу и методам подготовки, это системы времен ВОВ Н.Н. Симкина и W.E. Fairbairn.
Первым человеком на просторах СССР который впервые сказал в официальной прессе, что есть у нас отечественная славянская воинская система и называется она Спас, был Леонид Петрович Безклубый, мой учитель. Именно после статьи начали появляться на белый свет наши воинские системы, постепенно выходя из тени. В отличии от многих, он не сделал с этого бизнес, он был настоящим аскетом. Ему были чужды материальные блага. Попасть к нему в ученики было сложно. До последнего система была закрыта. Но об этом напишу в другой раз.
«Гопки спас» это воинская система рукопашного боя, ориентированная на уничтожение врага. Данная система предназначена для быстрой подготовки бойцов. Ориентирована для встречных, групповых и скоротечных боевых столкновений что, в общем, и отличает ее от многих боевых систем. Техника подобрана таким образом, чтобы нанести максимальный вред, при минимальных усилиях. В данном цикле статей, мы рассмотрим методику и способы тренировки некоторых элементов технических действий.
2. Гойдок является основой «Гопки спас» (Далее ГС), его краеугольным камнем, его сердцем. Гойдок это двигательная модель, движок системы. На этот движок цепляется вся техника в ГС. Ударная техника, работа ножом и стрельба с пистолета. Гойдок, это то, что делает ГС отдельной системой.
3. В ГС нет стоек, но есть правильно построенная структура тела. Правильная структура позволяем максимально использовать преимущество нашей двигательной системы, гойдка, при минимальных энергозатратах. А так же позволяет максимально передавать энергию удара при максимальной жесткости удара.
Рассмотрим базовое положение и структуру, а точнее начнем ее собирать с верху в низ.
- Стали по стойке смирно. Вы сделали первую и важную вещь. Вы собрались внутренне. Вы собраны, но не напряжены. Запомните это ощущение.
- Опускаем подбородок в низ. Смотрим как бы из подо лба.
- При стойке смирно грудь у нас выпирает вперед, теперь мы «сбрасываем грудь, как бы выдыхая, спина верхняя ее часть становится покатой, как у котика.
- Далее мы поясничный отдел подаем назад, выпрямляя изгиб лордоза.
- Делаем шаг в сторону ногой, примерно на ширину плеч, но не мышц, а плечевого сустава.
- Сгибаем ноги и присаживаемся таким образом, что бы ладони лежали на коленных чашечках. Подаем таз вперед. Таз должен находиться по центру стоп. При подаче таза позвоночный столб должен быть ровным. И должно быть сухожильное натяжение, как у лука, при натяжении тетивы. Натягивает «тетиву» голова и таз.
- Пятки отрываем от земли, как будто у нас под пяткой лежит монета. Масса находится на центре стопы.
- Делаем небольшой (короткий) шаг вперед.
- Руки подымаем до уровня глаз, локти «ложатся» на живот. Ладонями от себя. Кулак не сжимаем.
- Корпус находится по отношению к противнику фронтально. Как при беге, как и при стойке «смирно».
- При этом плечо, колено и носок находятся на одной линии.
Мы собрали себя в правильную структуру, переходим к изучению двигательной части.
Передвигаемся мы за счет «змейки» или «хвыльки» (волны по русски) в позвоночном столбе. За счет «змейки» мы смещаем центр динамической массы в груди, ноги выполняют роль подставки, не дающие телу упасть а голова выступает рулем, как хвост белки летяги. Оправданность такой механики передвижения можно проверить по следующим источникам: А.Н. Берштейн «О ловкости и ее развитии» и Николая Романова «Позный метод бега» .
4. Основное отличие гойдка от других двигательных систем в рукопашном бое заключается в следующих моментах:
- Гойдок универсален, годится как для ножевого боя, стрельбы так и рукопашного боя.
- Гойдок рассчитан на нанесение серии ударов на бегу, без остановки.
- Фронтальное рабочее положение корпуса
- Динамическая масса находится в груди, грудь генерирует удар, в других системах, как правило, таз.
- Удары бьются без скрута, при ударе нет закрытия паховой складки.
- При ударе нет толчка ногой, что позволяет работать на скользких поверхностях.
5. Основные ошибки при выполнении гойдка:
- Выход за края движения
- Разрушение структуры, не соблюдение выше перечисленного
- Неправильное выполнение змейки
- При выполнении гойдка, движение начинается от ноги, а не от головы.
6. Отработка гойдка
Для освоение гойдка необходимо научиться делать «змейку»:
- Позвоночный столб условно делим на 4 части: голова, грудь, микитки (район от живота до поясницы), таз. Выполняем движения таким образом, как будто они не связаны между собой, влево и вправо. Каждая часть тела нанизана на рельс. По которому каждая часть тела движется.
- Выстраиваем тело в правильную структуру
- Выполняем движение, не спеша с максимальной амплитудой движение головой влево и вправо. Как в индийских фильмах танцовщицы. Не допускается наклоны головы, повороты головы.
- То же с грудью, микитками, тазом.
- Микитки проще отрабатывать сидя на стуле, полу, руки положив на колени, для фиксации груди.
- При отработке движения тазом необходимо контролировать перенос веса на опорную ногу, без выхода за край. При правильном выполнении бедро и голень находятся одной плоскости.
Дальше идут подводящие упражнения. Они даются исходя из ошибок бойца при выполнении гойдка. Дополнительные упражнения можно давать на начальном этапе всем одинаковые. Но потом имеет смысл подойти индивидуально. Работаем всегда из боевого положения. Тело должно быть собрано в правильную структуру, не напряжено.
При тренировке гойдка слушаем свое тело, как оно движется, но не КОНТРОЛИРУЕМ ДВИЖЕНИЕ. При выполнении гойдка на нормальных скоростях, не пытаемся думать, исправлять, анализировать. Ставим цель, делаем, слушаем тело. После проводим анализ. Если вам неудобно, вы чувствуете дискомфорт, движение не в радость, значит делаете неправильно. Движение должно заиграть. Инструктор должен при сложностях выполнения удара у бойца подобрать подходящий образ для объяснения данного упражнения.
Подводящие упражнения:
- Для начала необходимо понять как можно идти не толкаясь ногами. Становимся ровно. Начинаем корпус наклонять вперед. При нарушении равновесия у вас автоматически нога сделает шаг, потом вторая. И т.д.
- Теперь принимаем боевое положение, начинаем выполнять змейку с шагом в перед и в сторону. Движение начинается с головы. Делаем 15, 20 шагов. При соединении змейки с движением, получаем искомое – гойдок.
- Учимся соединять элементы позвоночника в единое движение. Принимаем боевое положение, и на счет 1, 2,3 приседаем с змейкой в спине. Приседаем до уровня, когда бедра находятся параллельно земле, это примерно на 2 головы ниже. За счет змейки на счет 1,2,3 поднимаемся. На один счет выполняется 1 змейка от головы до таза. Следим за структурой. Она не должна ломаться. При приседании мы запускаем змейку от головы, при подъеме от таза. Нас как поплавок должно выкидывать из воды. Делается все на сухожилиях.
- Делаем нашагивание на месте. Из боевого положение за счет гойдка делаем шаг вперед и в сторону, задача поймать пружину в стопе. Эта пружина должна вас оттолкнуть назад.
Анализируем, что и как у нас получается на рабочих скоростях, что на медленных. Часто бывает, что при выполнении на медленных скоростях без должного внимания и контроля при выполнении, выскакивают старые навыки. Это нужно контролировать. В общем, отработка техники, требует большого внимания к телу, его надо слушать.
7. Гойдок это универсальное движение, из которого вытекает наша техника и тактика. Это передвижение, генерация удара, управление вниманием противника, сокращение и разрыв дистанции, работа с оружием. Прежде всего, это универсальность и минимизация технических действий. При атаке противника или начале своей атаки, за сет гойдка боец уходит с линии атаки врага, при этом он может в любой точке изменить направление движения, сокращает дистанцию с противником и уходит в нижний уровень. При этом, не останавливая движения, имеет возможность наносить удары, что особенно ценно при групповом бое, когда противников много. Не давая возможности противнику провести прицельный удар.