Даже не верится, что когда-то в 19 веке глядя на этот камень, воображение Александра Сергеевича Пушкина, создало сюжет произведения "Руслан и Людмила". Помните, как по сюжету поэмы Руслан вышел на бой с головой богатыря? Классика, как говорят источники зародилась именно здесь на тропинке парка Петергофа.
А вот откуда появился этот каменный гость в парке, существуют одни легенды. Мимо богатыря и сегодня проходят тысячи зевак, высказывая теории и предположения. Но никто за все эти годы не удосужился исследовать видимую часть монумента. Мы даже не знаем, существует ли под землей продолжение богатыря или эта видимая часть завершенная.
Какие на сегодня существуют версии? Первая, говорит что солдаты охранявшие Петергоф в 19 веке, в свободное время тренировались в мастерстве скульптора. Можно поверить, строить и творить работы из камня простой люд, даже служивый мог в те времена блестяще. Чего стоят кладки военных укреплений.
Вторая версия, что это неудачная часть большой статуи, которую просто забросили, как бракованную. Третья версия предполагает древнее происхождение, еще с допотопных времен. Только когда это время было, никто даже в теории не скажет. Кстати, на переносице богатыря есть отверстие, через которое на голове определенно закреплялся металлический шлем.
Четвертая версия говорит о статуе посвящённой какому-то шведскому королю, во время господства на этой территории шведов они смогли высечь памятник, а вот доставить в свою столицу не смогли. Пятая версия вообще приписывает создание статуи в честь разных российских императоров Петра Первого, Павла Первому. И опять, что-то не заладилось с окончанием работ.
Посмотрите на фото богатыря. Вы видите, что одна из частей лица либо не доработана и это действительно брак, или оплавлена в каких-то сражениях прошлого. Если она наследство легендарной Атлантиды или Гипербореи, выбирайте что нравится. Нам неизвестно, есть ли борода у богатыря или это образ гладко выбритого центуриона. Ввиду этого стоит повторно задать вопрос.
Почему археологи и историки не заинтересовались этим предметом истории? Не провели раскопки и не исследовали? Памятник внесен в реестр объектов культурного наследия федерального значения. И все. Упоминаний о нем в описи имущества имения принадлежавшего некогда Нарышкину, а потом купленного Николаем I для своей дочери Марии Николаевны нет.
До революционных фото богатыря не найдено. Как и рисунков. Но есть упоминания, текстовые у Александра Пушкина и у английского писателя Льюиса Кэрролла. Образ богатыря тоже в чем-то повлиял на сюжет сказки "Алиса в Зазеркалье". А вот в советское время каменный богатырь хорошо описан, существует много фото объекта с позирующими людьми. Даже с группой пионеров.
Только наличие текстов не позволяет отнести создание головы богатыря к советскому периоду истории. Что часто происходило в то время. Много разных толкований до сих пор вызывает Екатеринбургский античный амфитеатр, который по сути, советский новодел, созданный для пионерского лагеря. А выглядит, вполне себе как античный, и даже в прессе некоторые авторы приписывают ему седую древность.
Друзья, а вам есть что добавить к теме? Есть предположения насчет богатыря. Возможно, вы были там на экскурсии, что заметили? От вас подписка, репост и лайк. Наш канал — для думающих людей!
Источники:
Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию в 1867 году. — М.: ЭКСМО, 2004. — С. 53. — 430 с.
Ермилова Н. Б. Тайна каменной головы. Путешествие по Сергиевке — усадьбе Лейхтенбергских // Столицы и усадьбы : Журнал. — 2010. — № 16. — С. 17.