Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Саммит АСЕАН: краткие итоги и интересы Беларуси

Оглавление

24 апреля в столице Индонезии городе Джакарта прошел саммит стран АСЕАН, который без сомнения стал центральным событием международной повестки, хотя в русскоязычных СМИ публикаций о данном мероприятии было не так уж и много.

Суверенный подход

Вместе с тем именно регион Юго-Восточной Азии представляется наиболее перспективным с точки зрения экономики и научно-технического прогресса. По темпам развития интеграционная группировка АСЕАН, включающая в себя 10 стран с населением около 640 миллионов человек, в том числе экономически мощные Индонезию, Сингапур, Вьетнам,  Малайзию, опережает весь остальной мир.

При этом блок АСЕАН демонстрирует все большее единство и понимание общности интересов в контексте глобальных процессов на международной арене. В частности, прошедший саммит имел специальный характер и был посвящен событиям в Мьянме, где с февраля 2021 года не прекращаются стычки между военными властями страны и активистами Движения гражданского неповиновения. На фоне того, что страны Запада, включая США и ЕС, ввели различные санкции против руководителей Мьянмы, лидеры АСЕАН поддержали позицию Китая и России, которая заключается  в том, что сложившаяся ситуация является внутренним делом страны и может быть решена только собственными силами, без какого-либо внешнего воздействия.

Например,  о «недопустимости внешнего вмешательства» в своем интервью по итогам саммита заявил премьер-министр Сингапура. При этом политик отметил, что «страны АСЕАН значительно ближе для Мьянмы, чем страны Запада», расположены  в одном регионе, что позволяет гораздо лучше понимать существующие проблемы. При этом подчеркивается ключевая роль вооруженных сил Мьянмы, без учета позиции которых разрешение текущего кризиса представляется «невозможным».

Фактически страны АСЕАН дипломатично указали коллективному Западу на то, что внутренние проблемы государств блока они будут решать самостоятельно. При этом лидеры АСЕАН отказались осуждать военных Мьянмы, несмотря на содержащиеся в итоговой резолюции призывы к «диалогу» и «прекращению насилия». Сам факт приглашения на саммит фактического лидера Мьянмы старшего генерала Мин Аунг Хлаинга, который прибыл на форум в цивильном костюме, свидетельствует о признании легитимности военных властей страны.

Естественно, подобный подход навлек на руководителей АСЕАН резкую критику влиятельных западных СМИ и мощной сети зависимых от американских фондов местных информационных источников, однако представляется, что позиция интеграционного объединения выглядит достаточно объективной и справедливой.

Что происходит в Мьянме?

Противоречия между военной элитой Мьянмы и прозападными «демократическими силами» имеют давний характер и продолжаются уже  несколько десятилетий. Однако камнем преткновения на данном этапе стали результаты парламентских выборов в ноябре прошлого года, где победу одержала партия «Национальная демократическая лига», представители которой руководили последние годы гражданским правительством страны. При этом ряд политических партий Мьянмы не признали итоги голосования и заявили о масштабных фальсификациях. Было проведено специальное расследование, по результатам которого выявлены значительные нарушения в отношении порядка 10 миллионов голосов из общего количества в 38 миллионов избирателей.

В таких условиях командование Армии Мьянмы (Тамадо), которая имеет в этой стране особый статус, приняло решение воспользоваться своим конституционным правом для отмены результатов сомнительных выборов и введения режима чрезвычайного положения. На период до новых выборов власть перешла к специально созданному государственному административному совету во главе с верховным главнокомандующим, старшим генералом Мин Аунг Хлаингом.

-2

Подобное развитие событий вызвало всплеск массовой протестной активности в крупных городах и некоторых регионах, которая имеет все признаки классической цветной революции. Нынешние власти Мьянмы открыто обвиняют печально известный Фонд Сороса, британские и североамериканские спецслужбы в подрывной деятельности и координации ползучего государственного переворота.

Задокументированы и подтверждены несколько встреч сына Джорджа Сороса Александра с лидерами «демократической оппозиции», счета Фонда в Мьянме на сумму около $3 млн были арестованы, однако значительные средства по данному каналу и иными путями все же были инвестированы в протест. По классике жанра, оппозиция призвала к забастовкам, созданию «дружин самообороны», было объявлено о формировании «альтернативного правительства», международную легитимность которого искусственным образом по протоптанной дорожке Гуайдо и Тихановской принялись надувать западные страны.

В результате столкновений между полицией и протестующими появились многочисленные человеческие жертвы, ответственность за которые различные «правозащитники» и западные СМИ пытаются возложить на военных. Вместе с тем достоверность данных «прогрессивной общественности» как о количестве жертв, так и об обстоятельствах их смерти представляется весьма однобокой и сомнительной. В частности, вообще не упоминаются факты убийства «мирными протестующими» нескольких десятков сотрудников полиции и военнослужащих Мьянмы, а также членов их семей, которые в ряде случаев  носили демонстративно зверский характер (например, сожжение на костре), предварялись пытками и издевательствами.

Таким образом, речь идет о том, что на примере Мьянмы миру пытаются представить очередную химеру, как в случае с Сирией, Ливией, Югославией, Ираком, где грабительская интервенция Запада прикрывалась интересами «демократии» и ссобщениями о неких «ужасных преступлениях» местных властей.

Показатели торговли с Мьянмой, где белорусский экспорт составляет около $20 млн, абсолютно реально увеличить в тричетыре раза даже в краткосрочной перспективе, если ответственно и всесторонне изучить местную специфику.

Белорусские интересы

Что касается собственно белорусских интересов, очевидно, что нашей стране необходимо учитывать потенциал региона АСЕАН в выстраивании своей внешней политики. Представляется целесообразным усиливать связи с перспективными государствами Юго-Восточной Азии, укреплять дипломатическое присутствие, наращивать взаимодействие по линии научных контактов и общественной дипломатии. Понимание процессов в регионе, наличие в нашей стране специалистов, владеющих обстановкой и интегрированных в политикоформирующие круги стран АСЕАН неизбежно скажется на качестве торгово-экономического сотрудничества.

Здесь стоит отметить, что торговля со странами АСЕАН уже приносит Беларуси порядка $500 млн   экспортной выручки ежегодно, однако данный результат вовсе не отвечает реальному потенциалу прогрессирующего рынка емкостью около 640 миллионов человек.

Евразийский экономический союз уже имеет зоны свободной торговли с Сингапуром и Вьетнамом. В этой связи представляется важным расширять дальнейшее сотрудничество между ЕАЭС и АСЕАН, и Минск вполне может выступить двигателем данного процесса.

Александр Шпаковский

Автор фото: ru.wikipedia.org