В христианстве основных течений насчитывается три - католичество, православие и протестантизм, но более ранними являются первые два, поэтому рассмотрим их подробнее. Трения и противоречия между этими двумя течениями существовали давно, но до 1054г они не являлись обособленными течениями, а существовало лишь деление единой церкви на Западную и Восточную, которая называлась католической (с греч. «вселенской», «всеобщей»), а её последователи, верившие в Христа, православными (с греч. «правильно восхваляющие»).
1) Их основное сходство:
- Первое сходство самое простое и элементарное -- оба течения являются ветвями одного вероучения - Христианства, признавая и почитая центральную фигуру всего учения - Иисуса Христа;
- Оба течения опираются на один источник - Библию, в особенности на Новый завет, который является ядром христианства;
- Обряды -- в этих обоих течениях существует 7 таинств: Крещение - человек становится последователем учений Христа; крестят как младенцев, так и взрослых людей; совершение обряда возможно раз в жизни, Миропомазание - совершается сразу после обряда крещения -- человеку на лбу или ином участке тела ароматным маслом рисуют крест, предполагая получение даров Святого духа для борьбы с грехами, Исповедь - верующие признаются священнослужителю в своих грехах, Причастие - представляя вино и хлеб, как кровь и плоть бога, верующие считают, что соединяются с ним, Соборование - мазание больного елеем, Венчание - скрепление союза жениха и невесты творцом, Священство - лицо, имеющее власть и способность направлять людей к богу;
- Почитание общих святых, которые известны и на Западе, и на Востоке, например: Кирилл и Мефодий (основоположники старославянской письменности, богослужения на старославянском языке), Борис и Глеб (русские князья, убитые своим братом Святополком), Ольга (киевская княгиня, одна из первых правителей, принявших христианство, в то время когда поданные оставались язычниками), Святая Людмила (чешская княгиня, принявшая христианство, распространявшая его на некоторых членов своей семьи) и многие другие.
2) Их основные различия:
- Культ почитания Девы Марии - что у католиков, что и у православных Дева Мария, она же богородица, почитаема. Но в католической церкви её почитание достигает особых размахов - ей молятся; просят заступничества и покровительства; рассматривают её почти как божественное существо, так как она произвела на свет бога , путём непорочного зачатия;
- В исполнении церковных обрядов -- например, крещение у католиков происходит иначе, чем у православных, а именно: у православных крещение происходит методом погружения в купель 3 раза, в то время как у католиков обычно это происходит через обливание. Если у католиков крестится взрослый человек, он должен пройти подготовительный этап -- катехизацию (изучение основ веры); Православные крестятся тремя сжатыми между собой пальцами справа налево , католики всеми вытянутыми пальцами слева направо; В момент богослужения, православные стоят, католики сидят; На службах в православных храмах звучат только человеческие голоса, в католических храмах на службах играет орган; Православные молятся на иконы, в то время как у католиков в храмах не увидеть икон, зато их храмы имеют множество скульптур и витражей;
- В понимании и представлении некоторых идей вероучения -- православные полагают, что святой дух исходит только от отца-бога, католики считают, что святой дух исходит не только от отца-бога, но также и от сына-бога; В католической церкви имеется учение о рае и аде - чистилище: когда праведник умирает, после смерти его душа попадает в рай; душа нераскаявшегося грешника в ад; души раскаявшихся грешников, не полностью отчистившихся от грехов при жизни, попадают в чистилище, где терпят временное наказание за совершённые грехи, тем самым отчищая себя и попадая в рай, в православной церкви подобного учения не существует; Вплоть до 16 века у католиков существовал институт индульгенции - папская грамота, свидетельствующая о полном отпущении грехов ( за особые заслуги перед церковью она может быть выдана и сегодня), православной церкви подобного не существовало; У католиков в 19 веке был создан догмат, утверждавший, что Дева Мария «телесно» вознеслась на Небо, тем самым приблизив её на один уровень с Христом, подобного представление не встречается в православии;
- Управление церковью и влияние на государства -- на Западе во главе церковных дел находился один человек - римский епископ, которых со временем стал называться «папой». В его руках была сосредоточена не только духовная, но и светская власть, так как после крушения Римской империи, в руках папы оказались некоторые земли Италии. Со временем мощь и богатство католической церкви привели к тому, что фактически папа римский стал главой Европы, ослушаться которого не решались многие средневековые короли, рискуя потерять трон. На Востоке дела церкви управлялись несколькими патриархами и о таком влияние на светскую жизнь, как у папы римского, они и мечтать не могли, так как православные церкви разных государств не были подчинены какому-то единому центру, а были автономны;
- Монашество -- православное монашество по своей сути единое и являлось мирным, католическое монашество было более автономное друг от друга, являясь плеядой боевых орденов;
- Календари -- юлианским календарём пользуется ряд православных стран, более новым, григорианским пользуются католическая, протестантская, (а также некоторые православные церкви: Румынская, Болгарская, Греческая и т.д.). Отсюда и расхождение в праздновании важнейших для всех христиан общих праздников - рождество христово: у католиков 25 декабря, у православных 7 января, рождество богородицы: у католиков 8 сентября, у православных 21 сентября и т.д.
- В католической церкви долгое время богослужение происходило на латинском языке, тогда, как в православной церкви на языке местного населения;
- Количество Вселенских соборов -- по своей сути это собрание высшего духовенства, посвящённое решению таких вопросов, связанных с вопросами вероучения и управления, какие идеи стоит считать в качестве правильных, а какие будут являться ересью. При помощи данных соборов формировалось единство христианского учения. Такие собрания являлись важным событием, так как решения, принятые на нём были фундаментальные. Однако Восточная церковь признаёт только первые 7 вселенских соборов, так как в дальнейшем противоречия между Восточной и Западной церковью обострились, а кульминацией стал разрыв и разделение церквей. Католики признают 21 вселенский собор, хотя в последних 14 Восточная церковь не принимала своего участия.