Истоки традиции и ее значение
Судно или корабль, по мнению большинства моряков, судостроителей и многих других людей, связанных с морем, является настоящим живым организмом. А от степени того, насколько он надежен, зависит многое, включая жизни экипажа, сохранность груза, защита окружающей среды и иные важные вещи для большинства мореплавателей, которые оказываются в море и подвержены ударам разнообразных стихий.
Я видел многое за свою моряцкую карьеру, но всегда задавался одним простым и интересным вопросом, почему перед спуском нового судна на воду, необходимо разбить о его стальной борт (как правило) бутылку шампанского и такая традиция до сих пор существует? Ведь именно это обещает удачное плавание и дальнейшую безопасную работу.
Человечество находится во власти традиций и ритуалов в течение многих тысячелетий. Еще наши далекие предки частенько занимались тем, что задабривали древние божества, исполняли ритуальные пляски, а также стремились к тому, чтобы высшие силы даровали урожай, удачную охоту. Данная традиция постепенно перекочевала и в христианство.
Начиная с древности, греки обвешивали нос судна оливковыми венками, древние вавилоняне делали жертвой быков, финикийцы – овец, а викинги смазывали нос своих судов, на которых отправлялись в дальние плавания кровью поверженных врагов. Одним словом, богов следовало задобрить какой-либо жертвой или же попросту, отвлечь их внимание от мореплавателей, дав благополучно добраться до родных берегов.
2000 лет назад зародилось христианство, которое отвергало жертвы человека, но Христос сказал своим последователям свою известную фразу «пейте кровь мою» и предложил им красного вина. Шампанское – это прямой родственник бодрящего напитка, а символически разбить шампанское было необходимо о борт корабля, чтобы не разбивать надежды мореплавателей, которые отправляются в далекий путь.
Традиция разбивать бутылки о нос корабля зародилась еще в 19 веке в Англии, где для этой цели использовали красное вино. Позднее, более торжественно и эффектно считалось разбивать бутылку шампанского, которое отлично пенится и сильно напоминает морские волны.
Бутылка шампанского в обязательном порядке должна была разбиться о борт корабля с первой попытки. История знает тьму примеров о том, как бутылка не разбивалась о борт корабля, что приводило к тому, что она просто отскакивала от судна. Это было очень плохой приметой, свидетельствовавшей о том, что из запуска корабля не выйдет ничего хорошего.
С некоторых пор, стали происходить случаи, связанные с тем, что мелкие осколки попросту отлетали в толпу. В результате, было принято решение разбивать бутылки, предварительно упаковав их в специальную тару, чтобы защитить людей от возможных неприятных последствий.
Самым известным случаем, связанным с подобным происшествием является спуск судна "Коста Конкордия" в Италии с судоходных верфей, когда бутылка шампанского не разбилась о корпус судна. Спустя несколько лет, пассажирский лайнер затонул, распоров днище о рифы. Теперь, настоящие знатоки для того, чтобы исключить подобные неприятности, просто-напросто стали выбирать… бутылки шампанского с более тонким стеклом, чтобы исключить подобные неприятности. Ведь именно бутылки шампанского делают из прочного стекла, которое способно не только «спружинить» от корпуса судна, но и нанести людям значительные травмы.
Но это лишь приметы и совпадения, и за ними нет никакой почвы, на мой взгляд. Бывал я на приемке судна и там как раз бутылка не разбилась с первого раза)) Крестная мать судна совсем легонько отпустила бутылку, которая была привязана на веревке, примерно как на главном фото статьи. Но ничего, удалось со второго и судно прекрасно спустили на воду и оно уже 7 лет безаварийно работает (тьфу-тьфу-тьфу)
Даже с течением времени, давняя традиция по-прежнему все также живет и считается плохой приметой, если бутылка не разбивается о борт корабля.
А какие морские традиции знаете Вы? Бывали на приемке судна или корабля?
*Данная статья
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓