В идеальном мире чёрного и белого, плохого и хорошего, красивого и страшного — наверное, да, могло бы. Но ждать какой-либо однозначности и четкой позиции от огромной институции, которая за почти сто лет сама не определилась в своих целях и принципах, наверное, не стоит.
Лучшим фильмом в этом году ожидаемо стала «Земля кочевников», лучшим актёром — Энтони Хопкинс из «Отца», лучшей актрисой — Фрэнсис МакДорманд из «Земли кочевников», а приз за лучшую режиссуру взяла Хлоя Чжао, поставившая эту самую «Землю кочевников». Все просто и ожидаемо. Если же изучить всех лауреатов, то можно увидеть совсем идиллическую картину, в которой нашлось место абсолютли всем.
Толерантное распределение призов — это прекрасно, но внутренний кинокритик тут скажет, что такой подход не имеет ничего общего с кинематографом. На мой взгляд, «Суд над чикагской семеркой» и «Манк» с точки зрения режиссуры и сценария сделаны изящнее и честнее лауреата главной номинации, а с позиции цайтгайста и всеобщей пользы награда и вовсе должна была уйти «Девушке, подающей надежды». Но академики пошли самым массово одобряемым путём, присудив награду фильму, буквально воспевающему демократические свободы и радости капитализма (в лице Amazon).
Это хороший фильм, приятно подражающий Терренсу Малику своими богически кинематографичными пустошами и аккуратно ласкающий камерой всеобщую любимицу Фрэнсис МакДорманд, но более близорукого изображения жизни людей, оставшихся без недвижимости, я не видел. Потеряли дом? Не беда, в нашей большой и красивой стране найдутся упоительные пейзажи с поэтичными закатами, на фоне которых вы сможете красиво колесить по благоустроенным провинциям и счастливо жить свою жизнь. Глядя на эти идиллические планы, трудно удержаться, чтобы самому не переехать в дом на колёсах.
Добрый Amazon поможет вам с сезонной работой, братья и сёстры по несчастью радушно встретят у костра, а идеально отлаженная социальная система поможет не пропасть в самый трудный час. Самое страшное, что с вами приключится — это необходимость испражняться в ведро да сушить исподнее у всех на виду. Это как фильмы Анджелины Джоли, у которой в рассказе о войнах и страданиях главную роль играет правильный подбор одежды в тон расстрельной стены, красивый план по золотому сечению и кровь, эстетично обагряющая поверхности.
«Земля кочевников» на голубом глазу романтизирует жизнь людей, в результате экономических кризисов, Трампа и прочих напастей оставшихся на обочине привилегированного существования. «Земля кочевников» не показывает и десятой доли кошмаров, творящихся с невольными жителями домов на колёсах и героями одноименного романа Джессики Брудер. «Земля кочевников» даже как следует не поднимает эту проблему. «Земля кочевников» — это фестивальный фетиш на базе чужих страданий. «Земля кочевников» — это большая реклама Amazon и прекрасного мира добра и счастья.
Безусловно, мне нравится этот фильм (и все, что в нем показано), я посмотрел его с большим удовольствием и поставил 7/10. Но он не о тяжелой жизни бездомных кочевников, и делать вид, что вы награждаете его за это — лицемерие. Кинопремия, претендующая на высшую справедливость, наверное, должна отмечать фильмы, действительно задающие серьезные вопросы и помогающие обществу переживать общие травмы. Если же эта премия хочет быть исключительно про кино — про красивые планы и хорошую актерскую игру, а не про актуальную реальность, то «Земля кочевников» вполне заслужила свою награду.