Трехколесный электровелосипед (электротрицикл, электровелотрайк, е-велотрайк, electric tricycle или e-tricycle) интересен некоторому количеству людей, но серьезные бренды занимающиеся производством электрических велосипедов такие модели игнорируют. Давайте разбираться, что этим транспортным средством не так, покупать его или нет и если покупать, то какой?
Тут нужно отметить, что эта статья о обычных трехколесных электробайках для взрослых людей. Есть трехколесные электрические каргобайки, о них читайте в статье: Грузовые электровелосипеды (обзор).
Целевая аудитория
- Многие люди не умеют ездить на двухколесных велосипедах. И таких довольно много.
- Электротрицикл - это отличный транспорт для пожилых. Вроде пора в грунт, но пока не хочется. Коленки скрипят, кости хрупкие, секс побоку, а за пивом в магазин надо. При этом до пива хочется доезжать не поломав кости и не особо напрягаясь вкручивая педали.
- Третья группа - граждане с проблемами опорно-двигательного аппарата.
- И последняя, наименее массовая группа - туристы дальнобойщики.
Плюсы трехколесных электровелосипедов
* Уметь держать равновесие не нужно. Просто сел и поехал.
* Навернуться на электротрицикле труднее, чем на двухколесном.
* Если большинство двухколесных велосипедов рассчитаны на нагрузку до 120 кг, то на трехколесном можно ездить отожравшись до полутора центнеров и то и побольше.
* Поскольку расстояния на которые ездят на трех колесах обычно небольшие, можно ограничиться дешевой аккумуляторной батарей.
Минусы трехколесных электровелосипедов
* Электрический трицикл тяжелее и дороже аналогичного по характеристикам двухколесного конфига.
* По узким тропинкам ездить невозможно.
* По кочкам двухколесный велосипед едет относительно плавно, а трехколесную конструкцию кидает сбоку на бок. Исключение - трехколёсники с независимой подвеской (но они дорогие).
* Для хранения трехколесного байка нужен гараж.
* По дорогам общего пользования на трициклах ездить опасно. Его ширина может стать причиной столкновения с автомобилем.
* Если двухколесный велосипед легко засунуть практически в любую легковую автомашину, то трехколесный придется разбирать.
* На большинстве моделей без независимой подвески колес уход на поворотах в наклон невозможен, из-за этого прохождение поворотов на больших скоростях может закончиться падением.
* Чем больше колес - тем чаще ремонт и тем больше проколов шин.
* Чем больше точек соприкосновения с грунтом, тем больше сопротивление качению. Трехколесные электрические велосипеды быстрее расходуют запас энергии аккумуляторной батареи. Запас хода на одном заряде меньше, чем у их собратьев имеющих два колеса.
* При кажущейся устойчивости перелететь через руль довольно легко. Обычно это происходит, когда трицикл цепляется одним из боковых колес за какое-то препятствие. Не следует пренебрегать защитной экипировкой.
* Трициклы - продукт нишевый, в основном ими пользуются пожилые люди. И хотя пенсионеры в Европе и США - вполне платежеспособная группа, крупные велобренды ею не интересуются. Соответственно конкуренция низкая и в серьезные инженерные разработки никто вкладывать деньги не готов. Эволюция e-tricycle медленная и печальная.
Электрические комплектующие
Обычно такие электробайки оснащают дешевыми мотор-колесами. Дорогие модели могут работать на кареточных (центральных) моторах. Но их в Россию не завозят из-за отсутствия спроса. Батареи используются самые обычные. Рама позволяет крепить их в разных местах, часто весьма незаметно. Дорогие модели электротрициклов могут оснащаться независимой подвеской.
Типы рам
В качестве примеров мы приводим модели, которых нет в постсоветском пространстве. В России представлены только результаты работы китайской инженерной мысли. Рекламировать их не хочется. Тем более, что за рекламу нам никто не платит.
Трициклы с двумя колесами спереди
Специально разработаны для людей, которым трудно оценить ширину трехколесного велосипеда. На такой тележке с шириной все понятно и это снижает опасность зацепиться колесом за какое-то препятствие. Качественные модели оснащены независимой подвеской передних колес делающей перемещения по неровностям весьма комфортным.
Трициклы с двумя колесами сзади
Наиболее распространенный тип. Электромотор может располагаться, как на переднем колесе, так и на задней оси. Но обычно используется переднее мотор-колесо. Этот тип рамы удобен тем, что основной вес равномерно распределен на два задних колеса. Но это удобно только на равнинной местности. При наличии переднего электропривода, на подъемах, переднее колесо будет пробуксовывать.
Электролигерады
Лигерад, или по другому рикамбент - это такая бесова-тележка на которой велосипедист полулежит. Предназначены они для комфортного перемещения по асфальту. На грунтовках - это не лучший вид транспорта. Встретить их можно в Европе. На всю Россию таких девайсов наверное не больше 3 десятков.
Складные электро-табуретки
Большая часть из этих электро-тележек по сути не велосипеды, а электросамокаты. Но есть модели с педалями. Крутить педали на столь маленьких изделиях не очень удобно, но все же возможно.
Авторские е-велотрайки
Народ собирает весьма интересные конструкции на базе старых и новых велосипедов и даже найденных на помойке автомобилей. Так итальянец Лука Аньелли основал компанию которая производит авторские изделия в стиле ретро.
С моторами и батареями проблем нет. Их можно установить на любую конструкцию. Самостоятельное создание подобных транспортных средств - прекрасное хобби, которое может стать бизнесом.
Что купить?
Для туризма предназначены только электролигерады. Но, в условиях России - это опасный вид транспорта, поскольку на автодорогах у нас все не просто.
В городах трехколесные электровелосипеды не удобны. Широкие конструкции на тротуарах мешают пешеходам, а по проезжей части перемещаться рискованно. Хотя курьеры их используют. Основная проблема с их весом при необходимости преодоления лестниц и хранением. На улице могут украсть, гаражи есть не у всех, а в квартире они занимают много места.
Для загородного использования электротрициклы подходят там, где дороги, а не узкие тропинки. Выбор модели под свои желания и размеры осложняется тем, что широкого ассортимента пока нет.
Отдельной группой электрических трициклов являются кресла на колесиках. О них в отдельной статье: Трехколесное кресло-самокат для пожилых.