В предыдущий публикациях "Белый царь Иеффай" и "Жертва Белого царя" мы говорили о судье-помазаннике Иеффае, служащем одним из ярких прообразов последнего предтечи - Белого царя. Сегодня мы поговорим о его жертве - о его единственной дочери. Статья для подготовленных. Остальным не советую. Я обращаюсь ко многим мыслям, вопросам, которые уже должны быть в голове у подготовленного читателя, я недоговариваю, я скачу с темы на тему - так что, еще раз, статья эта только для зрелого читателя Открытой Семинарии - семинариста - и все равно, она явится читателям не только разгадкой, но и загадкой. Это - статья-пир-для-званных-и-избранных, не закуска, не фаст-фуд, простите.
Кстати, очень советую прочитать, или перечитать историю Иеффая - она записана в 11 и 12 главах книги Судей в Библии.
В истории Иеффая и его дочери есть много всего, чего я даже не касаюсь в своих статьях - есть много тематик, много углов зрения. В своих материалах я подсвечиваю преимущественно то, что указывает на грядущего Царя царей Иисуса Христа и предтечу, Белого царя, прообразом которого выступает Иеффай. И, как ни крути, главным в истории Иеффая является не его победа над врагами, а его победа над собой. Остальные победы, в том числе и становление фактически царем (судьей) над Израилем - были лишь результатами, иногда даже побочными результатами этой победы. И победа эта заключалась в его жертвоприношении - сораспятии.
Жертва
Жертва Иеффая необычна - ведь обычно она указывала на жертву Христа, в том числе и полом: все жертвоприношения в Библии - это жертвоприношения животных мужского пола. Но в этом случае это была девочка, единственная дочь.
Чтобы прикоснуться к глубине этой жертвы и начать понимать, какое это имеет отношение к грядущему Белому царю, рассмотрим историю немного подробнее. Начнем с того, что у Иеффая был один ребенок, одна девочка - что заставляет задуматься об этом человеке. У царя Соломона, к примеру, было 1000 жен, да еще и наложницы, и дети рождались, видимо, как на фабрике, каждый день. А ведь Соломон в чем-то тоже прообраз Белого царя. Но Иеффай - иной человек, и его жизнь проливает свет на Белого царя иначе. Ведь он мог, как руководитель целой армии головорезов, иметь сколь угодно много жен, наложниц, любовниц. Но почему-то он этого не сделал. Все его самое ценное - в одном человеке, в одной дочери.
Кстати, в Библии единственная дочь приравнивалась в правах к первородному сыну: она наследовала имение отца на правах первородного сына.
Что было поставлено на ставку
В древнем мире благословение продолжения жизни рассматривалось через деторождение - продолжение рода. Величайшим поклятием считалось отсутствие детей - вспомните историю бездетных Сарры и Авраама, например.
Господь посылал людям такие испытания. Вы помните, так было и с Авраамом, когда Господь сказал ему: «Возьми сына своего единственного и принеси Мне в жертву». Сказал и замолчал. А Авраам три дня шел и думал, что он будет делать. У тебя есть один сын, он у тебя родился на закате твоих дней, больше у тебя никаких потомков не предвидится. «Ступай, Авраам, и думай, что тебе делать: принести тебе его в жертву или не принести, послушать Меня или нет». Мы все знаем, как выжил Исаак, но кто знает, как выжил Авраам?
Вечная жизнь
Понимаете, в древнем Израильском обществе вечная жизнь не была еще обещана - в отличие, кстати, от всех окружающих обществ, религий. Вечная жизнь - еще раз - мыслилась через продолжение рода. А в соседних народах загробная жизнь предлагалась недорого - в этом была страшная притягательность язычества, потому что бессмертие - естественно для человека, ожидаемо, желаемо. Но вот парадокс: в Ветхом Завете Бог лишь намеками открывает некоторым избранным о том, что будет воскресение из мертвых и жизнь вечная. Очень осторожно, не напрямую, образно и избирательно говорится об этом в Ветхом Завете. Почему?
Это - отдельная большая тема, но тут я только скажу, что воскресение и жизнь вечная могли быть объявлены по-настоящему, не как дешевка, культ, отмывание денег, манипуляция - лишь тем, Кто совершает воскресение и спасение. А таков только один - это Иисус Христос. Из Его уст должны были впервые официально и со властью прозвучать слова о жизни вечной - и они прозвучали. Поэтому в Ветхом Завете даже Бог Отец набирается терпения и молчит - Он ждет, когда Его Сын Единородный придет и объявит, и совершит спасение, и даст воскресение и вечную жизнь, это самое главное, великое для человека. А язычники просто языком трепали и треплют - хотя и жаждут, как и все, вечной жизни, и говорят о ней.
Все самое великое, как мы говорили в предыдущей публикации, достигается великой жертвой. Нет ничего более великого, чем Жертва Иисуса Христа. Ведь Он на кресте почувствовал Себя разлученным с Отцом, почувствовал груз всего мира на Своих плечах - и умирал БЕЗ надежды на воскресение. Да, по вере в слово Отца, что Он умрет и оживет, Сын пошел на крест. И эту веру Он сообщил ученикам Своим - хотя вряд ли они тогда еще это поняли. Но взойдя на крест и почувствовав Себя разлученным с Отцом Иисус почувствовал, что умирает... навсегда, умирает как самый страшный, непрощенный грешник. Вот агония-то! Вот - мука! Куда страшнее, чем мука от римского кнута, от гвоздей.
Мало кто задумывается о таких вещах. А тут есть о чем задуматься. Но я здесь лишь упомянул об этом - чтобы талантливый, духовный читатель мог немного понять глубину жертвы Иеффая, его потери. В лице своей дочери он терял и свою жизнь - свою вечную жизнь. Так ему казалось. Так думали все. Такое подобие жертвы Христа - хотя и "в миниатюре" (если такое слово тут уместно) - и пережил Иеффай, Белый царь.
Сто лет ему не нужно было это несчастное царствование. Но он возлюбил людей, врагов своих, предавших, изгнавших, ругавших, клеветавших, злословящих его. Возлюбил и этих русских ефремлян, которые, как говорит Библия, пьяные, все на понтах и бычатся - так что и символом их был бык. И никто не понял - что и какой ценой он сделал, что происходило у него внутри. Христос, подобие уму Христа, Царство Духа - родились и выросли внутри Иеффая. Потому Бог и дал ему царство, и сделал его прообразом Христа и предтечи - человека самого неподходящего с точки зрения изгнавшего его народа.
Дочь
Есть многое, что хотелось бы отметить в связи с историей Иеффая - но постараюсь быть краток и избирателен - даже на пиру (а мы сегодня - на пиру) множество явств может утомить. Человек (в данном случае – Иеффай) сталкивается с проблемой, когда ему нужно совершить то, что в глазах всего мира является глупостью, что в глазах людей нелепо, а для него - более, чем страшно и трагично. О его обете никто из людей не знал, так что он просто мог бы никому ни о чем не сказать. Он просто мог умолчать об этом, даже не сказать своей дочери; все это в себе погасить и не выполнить своего обета. Но он исполняет свой обет. Его муки… их невозможно себе представить.
И тут неожиданно встречается человек, единственный человек, который помогает ему, который поддерживает его руки в этом деле. И этим человеком была дочь. Посмотрите, что она говорит ему, когда отец сообщает ей страшное известие: «Отец мой. Ты отверз уста свои пред Богом и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил через тебя отмщение врагам твоим аммонитянам».
Она сказала это с твердостью, без колебаний. Она сказала это, как будто это было для нее так естественно. Она поддержала отца. Это была трагедия для Иеффая и трагедия для его дочери. Но я все-таки склонен думать, что для Иеффая эта трагедия была большей. Для него было сложнее принять решение, чем для его дочери. Он мучился и переживал тяжелее, чем она. Ему нужна была помощь, ему нужна была поддержка со стороны.
«Ты что, Иеффай, из ума выжил? Ты думаешь, что ты делаешь?» – так ответил бы ему каждый, и это еще во сто крат усугубляло ситуацию. Но нашелся человек, который сказал ему: «Делай так. Даже не сомневайся. Это трудное, но правильное решение. Это – твоя жертва. Это – твой крест».
Как важна была ему эта поддержка! Как важно иметь в нашем окружении таких Божиих людей. Почему семья должна быть христианской? Обыкновенная семья, она еще как-то выдерживает легенькие волнения в жизни, выдерживает повседневные ситуации – и то не всегда. Но когда дело доходит до серьезного, когда дело доходит до того выбора, который предлагает Господь, здесь простая семья не выдержит. Здесь дочь, придя с дискотеки, вряд ли скажет: «Давай, папа, что сказал Господу, то и делай». И когда кто-то из наших близких, из родных стоит перед выбором, что ему сделать: подчиниться ему Богу или нет, вот здесь не солги и не смолчи. Я видел семьи, в которых Иеффаев не поддержали и дали им упасть – на благо семьи. Благо не пришло. Зато со временем приходило такое горе, что невозможно и сказать.
Вот такая она - семья Иеффая. Такая вот жертва Белого царя. Я думаю, что девочка Иеффая и ее жертва сравнимы с жертвой последнего русского государя и его дочерей. Я много читал их последние письма: они, между прочим, жалеют своих стражей, своих будущих убийц. У них была возможность бежать - но они решили не делать этого, потому что тогда могут наказать охранявших их солдат. Они принесли свою жертву за жертву - и ей еще предстоит быть оцененной, дать плоды.
Жертва мсье Филиппа
И еще об одной жертве невозможно не сказать, говоря о жертве Иеффая и Белого царя. Это - жертва самого возлюбленного друга государя и государыни - французского чудотворца Филиппа Низье, о котором мы неоднократно говорили. Его жертва - таинственна и непонята людьми, совершенно непонята еще. И я не буду ее пока объяснять, но лишь укажу на нее - потому что она имеет самое прямое отношение к существованию, к жизни, к появлению последнего Белого царя.
В феврале 1903 года Филипп Низье сообщил государю, государыне и узкому кругу своих друзей, что вскоре он уйдет из жизни. Рассказал он царской Семье и нечто еще, чего мы не знаем, но о чем Николай и Александра в своих письмах и дневниках будут говорить как о чем-то "чУдном", удивительном, утешительном чуде Божием. Те, кто знают обстоятельства жизни царской Семьи 1902-1903 годов могут только начинать догадываться, о чем шла речь. Но вряд ли кто и догадается, и я не буду сейчас говорить об этом, но о тесно связанной с этими событиями жертвой Филиппа.
Дело в том, что смерти «Мэтра Филиппа» предшествовала огромная личная потеря - о приближении которой он знал. В августе 1904 года его единственный ребенок, дочь заболела. Ей было 25 лет, она была очень красива, очень добра к людям, и ее знало множество больных, приходящих к ее отцу. Она всех встречала, всех кормила, перевязывала, одаривала. Все просили великого целителя исцелить её - в конце концов он же исцелил тысячи людей... Но Филипп ответил:
«Воля Небес в том, что она должна оставить нас; но несмотря на это, чтоб доказать, что Небеса способны на все, ей станет лучше на два дня, но на третий она вернется в то же состояние, в котором пребывает сейчас».
Так и произошло; она умерла 29 августа 1904 года. Во время её похорон он сказал, что должен был пожертвовать своей дочерью, и ему было запрещено исцелять её; и что она ушла для того, чтобы «смягчить и уготовить путь». Кому?
Филипп Низье предсказал государю и государыне о трагических событиях революции, о гибели Семьи. Но дал и удивительную надежду, которой никто, практически никто, не понимает, о которой никто и не думает. Потому что и не надо, не время еще. Но скоро все вспомним и задумаемся. Загадал я вам загадку? О, да, и загадку бОльшую, чем можно себе представить, загадку большую, чем жизнь. Ну и хватит. Разгадки не дам, ни подсказок не будет, и не отвечу на вопросы. Если не видно еще того, что будет видно как самое очевидное (а не видно) - значит еще и не время.
Вот такая была жертва мсье Филиппа - во имя грядущего Белого царя, как и в случае с Иеффаем. О смерти своей дочери мсье Филипп сказал: «Эта смерть распяла меня живьем». С февраля 1905 года и далее здоровье Низье Филиппа начало ухудшаться; он больше не мог покидать свой дом, и когда пришёл предсказанный час его смерти, он встал со своего стула (люди в комнате не заметили этого, так как их отвлек шум снаружи), и беззвучно упал на пол мёртвый. Этот случай хорошо задокументирован многими присутствующими.
Выводы
Иисус Христос пошел ради нас на самую великую, нелепую в глазах мира жертву. Но на подвиг души Своей Он взирает теперь, как сказано, с довольством. К такому подвигу, к таким чувствованиям приобщились, по Божьей милости и Божьей силой, Авраам, Иеффай, Филипп и другие герои веры - вплоть до Белого царя. И когда Господь по великой милости Своей дает нам возможность прикоснуться к этому таинству, к таинству несения креста, несения бремени, то нам открывается чудо: Его бремя, оказывается, совсем не так тяжело, как мы думали. Оно гораздо легче бремени нечистой совести. Ведь нести нечистую совесть нам надо самим. А наш крест несет с нами Иисус Христос. Для Иеффая, да и для Белого царя - крест был такой большой, что сделался крыльями.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :
" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.