Когда появилось выражение «поймать мотор», где именно у такси «зеленые глаза», откуда взялись прозвища «браунинг» и «красная шапочка», какой уникальный вид такси разрабатывали инженеры — ответы на эти вопросы мы нашли в истории советского такси.
«Поймать мотор»
Выражение «поймать мотор» появилось больше ста лет назад благодаря первоначальному названию такси — таксомотор.
В 1910 году в Санкт-Петербурге появилось предприятие «Санкт-Петербургский таксомотор». После революции службы городских такси были упразднены, их работа возобновилась в середине 20-х годов. В первом таксомотороном парке в Москве было около 60 машин, в основном марки Renault. Кстати, «поймать таксо» — тоже оттуда.
«Браунинг»
Таксомотор марки Renault было легко распознать по желтой полосе вдоль кузова. Жители дали им прозвище «браунинг» из-за внешнего сходства. Такое сравнение можно найти, например, в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова. Позднее таксомоторные парки Москвы и Ленинграда пополнились автомобилями марки Ford. Однако всего через пару лет Советский союз начал производить их лицензионные копии. В 30-х иномарки заменили на машины ГАЗ-А, а позднее — ЗиС-101.
«Зеленоглазое» такси
В послевоенное время в работе такси были задействованы все те же ЗиС-101, затем «Победа» и ЗиС-110. Ранее автомобили такси были раскрашены в разные цвета — от желтого до синего.
После войны Моссовет принял решение о едином стиле таксомоторов: светлый верх кузова, шашечки на дверцах, а также световой индикатор. На лобовом стекле появился зеленый и красный световые сигналы, которые показывали, свободно ли данное такси. До этого водители пользовались табличками с надписью «Свободен», теперь эту функцию выполнял «Зеленый глаз». Правда, один.
В 50-х автомобили такси вновь стали разных цветов, их можно было узнать только шашечкам и световым индикаторам.
«Красные шапочки» и салатовый цвет
В 60-е годы государственное такси в Москве получило новое прозвище среди жителей — «красные шапочки». Тогда автомобили еще раз сменили стиль: новые стандарты сделали кузов белым, а крышу красной. За это москвичи и прозвали такси «красными шапочками». С выходом ГАЗ-24 от такого дизайна решили отказаться.
К летним Олимпийским играм 1980 года советское такси сменило цвет в соответствии с международными стандартами и стало ярко-салатовым. Этот период, благодаря советским фильмам, ассоциируется с автомобилями «Волга».
Смены по 14 часов
Работа в такси была престижной, однако далеко не простой. Помимо высоких требований при отборе, водителей ждал и суровый режим работы.
В таксопарках трудились в две смены, каждая из которых длилась 14 часов. Первая смена начиналась с 6 утра и длилась до 8 вечера, вторая — с 4 часов дня и до 6 утра. В месяц водитель должен был отработать не менее 170 часов, и здесь не учитывался холостой пробег автомобиля.
Такси будущего
В 60-х годах советские автомобилестроители разработали уникальный специализированный вид таксомотора. Новый автомобиль должен был быть больше легковушки, но компактнее автобуса.
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики спроектировал образец «перспективного такси», похожий на современный «минивэн» (на фото выше). Он прошел испытания на улицах Москвы, однако так и не был запущен в производство.
Первый экземпляр получил двигатель, коробку передач и переднюю подвеску от Москвича-408, необычный для того времени дизайн, «прячущиеся» фары, раздвижную дверь для пассажиров и отдельную — для водителя.
Подписывайтесь на канал для этот канал для водителей!
Здесь много полезного: такси, автомобили, интересные факты и многое другое! ⤵