Найти тему
Медиа Про

Чего вы не знаете о такси в СССР: эксперименты с цветом и машина из будущего

Оглавление

Когда появилось выражение «поймать мотор», где именно у такси «зеленые глаза», откуда взялись прозвища «браунинг» и «красная шапочка», какой уникальный вид такси разрабатывали инженеры — ответы на эти вопросы мы нашли в истории советского такси.

«Поймать мотор»

Выражение «поймать мотор» появилось больше ста лет назад благодаря первоначальному названию такси — таксомотор.

В 1910 году в Санкт-Петербурге появилось предприятие «Санкт-Петербургский таксомотор». После революции службы городских такси были упразднены, их работа возобновилась в середине 20-х годов. В первом таксомотороном парке в Москве было около 60 машин, в основном марки Renault. Кстати, «поймать таксо» — тоже оттуда.

-2

«Браунинг»

Таксомотор марки Renault было легко распознать по желтой полосе вдоль кузова. Жители дали им прозвище «браунинг» из-за внешнего сходства. Такое сравнение можно найти, например, в «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова. Позднее таксомоторные парки Москвы и Ленинграда пополнились автомобилями марки Ford. Однако всего через пару лет Советский союз начал производить их лицензионные копии. В 30-х иномарки заменили на машины ГАЗ-А, а позднее — ЗиС-101.

-3

«Зеленоглазое» такси

В послевоенное время в работе такси были задействованы все те же ЗиС-101, затем «Победа» и ЗиС-110. Ранее автомобили такси были раскрашены в разные цвета — от желтого до синего.

После войны Моссовет принял решение о едином стиле таксомоторов: светлый верх кузова, шашечки на дверцах, а также световой индикатор. На лобовом стекле появился зеленый и красный световые сигналы, которые показывали, свободно ли данное такси. До этого водители пользовались табличками с надписью «Свободен», теперь эту функцию выполнял «Зеленый глаз». Правда, один.

В 50-х автомобили такси вновь стали разных цветов, их можно было узнать только шашечкам и световым индикаторам.

«Красные шапочки» и салатовый цвет

В 60-е годы государственное такси в Москве получило новое прозвище среди жителей — «красные шапочки». Тогда автомобили еще раз сменили стиль: новые стандарты сделали кузов белым, а крышу красной. За это москвичи и прозвали такси «красными шапочками». С выходом ГАЗ-24 от такого дизайна решили отказаться.

К летним Олимпийским играм 1980 года советское такси сменило цвет в соответствии с международными стандартами и стало ярко-салатовым. Этот период, благодаря советским фильмам, ассоциируется с автомобилями «Волга».

-4

Смены по 14 часов

Работа в такси была престижной, однако далеко не простой. Помимо высоких требований при отборе, водителей ждал и суровый режим работы.

В таксопарках трудились в две смены, каждая из которых длилась 14 часов. Первая смена начиналась с 6 утра и длилась до 8 вечера, вторая — с 4 часов дня и до 6 утра. В месяц водитель должен был отработать не менее 170 часов, и здесь не учитывался холостой пробег автомобиля.

-5

Такси будущего

В 60-х годах советские автомобилестроители разработали уникальный специализированный вид таксомотора. Новый автомобиль должен был быть больше легковушки, но компактнее автобуса.

Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики спроектировал образец «перспективного такси», похожий на современный «минивэн» (на фото выше). Он прошел испытания на улицах Москвы, однако так и не был запущен в производство.

Первый экземпляр получил двигатель, коробку передач и переднюю подвеску от Москвича-408, необычный для того времени дизайн, «прячущиеся» фары, раздвижную дверь для пассажиров и отдельную — для водителя.

Подписывайтесь на канал для этот канал для водителей!

Здесь много полезного: такси, автомобили, интересные факты и многое другое!

🚕 Особенности такси в разных странах мира. 9 необычных фактов

🚀 Электрокары, Lamborghini и другие удивительные автомобили такси