27.04.2021. АПИ — Должностные лица государственных органов вправе выступать плательщиками налога на профессиональный доход. Такие разъяснения опубликовало Министерство труда и социальной защиты РФ.
Справка
По данным Федеральной службы государственной статистики, в органах государственной власти и местного самоуправления работают почти 2,2 млн человек, в том числе 50,9 тысячи на федеральном и 2,1 млн – на региональном уровне. Непосредственно должностными лицами государственной гражданской и муниципальной службы являются 763,8 тысячи сотрудников.
Специальный налоговый режим был введен в целях легализации частнопрактикующих граждан. Выбравшие его так называемые самозанятые вправе оказывать услуги без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, отчисляя в бюджет всего 4 или 6 процентов от совокупного дохода.
В трудовом ведомстве констатируют, что действующее законодательство не содержит запрета на применение такого налогового режима должностными лицами, на которых распространяются антикоррупционные ограничения. Исключение касается только непосредственно государственных и муниципальных служащих, которые вправе уплачивать льготный налог только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. При этом такие чиновники вправе не получать согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, если стоимость оказываемых по договору аренды услуг не превышает 100 тысяч рублей в месяц.
В то же время заместитель министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова напоминает, что в отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении антикоррупционных стандартов. «Например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности, вне зависимости от используемого им налогового режима», – отмечается в разъяснениях ведомства.
С другой стороны, Верховный суд России придерживается позиции, что временная сдача в аренду (наем) недвижимости, в том числе жилого помещения, не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление чиновниками предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобреталось ими для личных нужд, было получено по наследству или по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует. «Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц», – полагает Елена Мухтиярова.