“ИЖ-Мото” — главный производитель мотоциклов Советской эпохи. (подчеркну - именно Советской, т.к. сейчас ... ну сами понимаете).Почти 100 лет, это производство обеспечивало нашу страну и зарубежье двух и трёхколёсной мототехникой. Всего было произведено более десятка миллионов экземпляров различных моделей! Проектирование "с нуля" было возможно в связи с наработанным многолетним опытом и наличием большого штата квалифицированных конструкторов и инженеров.
ИЖ-ГМ один из наиболее легендарных и перспективных прототипов, который так и не попал в широкое производство.
С технической точки зрения ИЖ-ГМ не является опытным образцом, так как эта модель была одобрена и рекомендованна к массовому выпуску.
Журнал «За Рулем» в майском выпуске 1957 года представил модель в рубрике «Новости Советской Техники». Но она так ине стала на конвейер и данных сохранилось очень мало.
ИЖ-ГМ 1957 год
Ижевское КБ получило задание: создать трехколесный мотоцикл с улучшенной (в рамках стандартных требований к мототранспорту) проходимостью. Это было не первое задание "с нуля", работа с ИЖ-ГМ была начата в конце 40-х . В те годы советским конструкторам в рамках репарации достались наработки одной передовой и прогрессивной немецкой компании DKW. Большая схожесть узлов и агрегатов 350-ти кубового немецкого мотоцикла, с легкой моделью Иж-350 говорила о заимствовании, что по сути и не скрывалось.
Руль, колёса, подвеска были взяты от Иж-350 и немного модифицированы. Сзади места водительского места был сконструирован кузов с бортами площадью 1,5 квадратных метра и грузоподъёмностью 500 кг. Основное назначение - перевозка малогабаритных грузов. С каждой стороны сидения были размещены топливные баки. Запас хода 20-250 км был аналогичен для машин того времени.
Это недорогое транспортное средство рассчитывалось для применения в сельской местности, где необходима лёгкая и проходимая техника. Первые ходовые испытания показали, что потенциал использования этого предсерийного образца ИЖ-ГМ очень высок.
Силовой агрегат установлен от ИЖ-49 — передовой разработки того времени. В 1957 году получена рекомендация к производству. Связано с тем, что по оценке руководящих лиц этой ветки промышленности - спрос на ИЖ-ГМ будет низкий ( но история доказала ошибочность суждений этих лиц). Это стало своеобразным «вето» на создание серии таких мотоциклов. Несколько упоминаний в газетах, немного опытных образцов и ряд наработок - всё что осталось.
Первые образцы грузового мототранспорта ТГ-200 появились в 1959 году. Мотороллер «Муравей» -лучшее творение Тульского машиностроительного завода (ТМЗ). В 1992 году компания «Мото» из Нефтекамска начала серийный выпуск мини-сельхозтехники: грузовых трициклов на базе тяжёлого мотоцикла «Урал» - «Урал» МГ-350. Но это совершенно другая история.
И вот в двухтысячных ИЖ вернулся к прошлому. Модулем комплектовалась Планета 5, Планета 5-01, Юпитер-5-01, Юпитер 5-03. Индексом 9.604 ГР обозначались модули с мотоциклом ИЖ-Планета, с ИЖ 6.920 ГР — Юпитер.
В январе 1993 года выполнены первые испытания грузовых модулей ИЖ 9.604 ГР приёмочной комиссией. Сам грузовой модуль выполнен в виде двухколёсной приводной тележки, которая жёстко прикручивается к мотоциклу сзади и образует единое трёхколёсное грузо-пассажирское транспортное средство. В состав модуля входит рама, кузов, раздаточная коробка и электрооборудование.
Обе цепные передачи защищены резиновыми кожухами от мотоцикла. Шестерни и валы раздаточной коробки заимствованы с коробки передач мотоцикла, а детали дифференциала с автомобиля «Москвич — 412».
Выпуск грузовой модели мотоцикла опроверг колоссальное заблуждение бюрократов — номенклатурщиков 1957 года. ИЖ-ГР в Российских деревнях стал очень популярным. Не удивительно, что промышленные гиганты восточных соседей (Китая, Вьетнама и др.) оценили эту, ещё Советскую разработку полувековой давности и запустили в производство мототехнику аналогичного типа. Выпуск по количеству едениц этой техники не был таким массовым и грандиозным по сравнению с временами СССР. Но тем не менее много этих мотоциклов сохранились до этих дней.
Технические характеристики ИЖ 6.920 ГР:
Тип двигателя --------------------------двухтактный, двухцилиндровый
Рабочий объем, см3------------------------------------------------------347,6
Максимальная мощность, л.с -------------------------------------------24,5
Система охлаждения -------------------------------------------жидкостная
Сухая масса, кг -----------------------------------------------------------360
Грузоподъемность (с водителем и пассажиром), кг------------------400
Площадь платформы, м2 -------------------------------------------------1,4
Габаритные размеры
длина ---------------------------------------------------------------------2975
ширина -------------------------------------------------------------------1550
высота --------------------------------------------------------------------1200
Емкость бензобака, л -----------------------------------------------------18
Спасибо, что прочитал статью! Подписывайся на мой канал «МОТО и DIY»