Сидел в кофейне. Бросил на белую скатерть несколько обгоревших жемчужин и зерна кофе. Думал, будут похожи. Нет. Подошел хозяин, взял одну изуродованную бусину, повертел в пальцах, спросил:
- Зачем сжег? Женщина бросила?
Ответил:
- Нет, удача... Не знаешь, где можно новый купить?
- Знаю, но покупать тебе жемчуг больше нельзя, примета плохая.
- Какая?
- Жемчуг покупают однажды. Это "слезы верности". У нас здесь так считают. Дарят невесте в подарок. Две верности не бывает. Купишь второй раз, обманешь жизнь. Обманутая жизнь может обидеться. И по тебе вижу, что она на тебя частенько обижалась, потрепанный ты. Задобрить жизнь надо. Купи верблюда. Верблюд тебя от трех смертей спасет.
И я купил верблюда.
Купил я его за копейки, он был болен. С больными животными тут поступали просто, их выбрасывают. Обнаружил я его буквально на помойке - пустырь, куча технического хлама и обессиленный #верблюд. Хозяин даже не торговался, взял деньги, не считая, сунул в карман, сказал: "Забирай".
Работы не было, я лечил верблюда совершенно не разбираясь в ветеринарии. Просто включил интуицию и делал с ним то, что она подсказывала. На ноги он встал быстро, но благодарности ко мне не испытывал: кусался, плевался и категорически не слушался, видимо, скучал по хозяину.
Спас он три жизни. Сам погиб. Дело было так, верблюд сильно разодрал бок о грубую металлическую сетку. Надо было обработать и зашить. Позвал мужиков помочь, чтоб меня не зашиб. Еще и делать ничего не начал, как этот пустынный монстр что-то почуял. Вырвался, истошно заревел, попытался прорваться к деревьям. Во время прорыва загородил нас своим туловищем от очередей из автоматов как раз из той самой растительности. Огонь подавили. Когда осматривали стрелявших, среди трупов я обнаружил хозяина верблюда. Похоже мой подопечный его почуял. "Сердечная привязанность" плохой помощник на войне, связывает смертью.
Спустя неделю был на базаре. Покупал рис, овощи, мясо. В меня практически въелся глазами слишком нарядно одетый торговец. А дальше просто прицепился, уговаривая меня купить жемчужное ожерелье. Я было взялся за кошелек, но тут донесся запах кофе. Я вспомнил: "Две верности не бывает. Купишь #жемчуг второй раз, обманешь жизнь...".
Сказал мужику, мол зачем мне жемчуг, я б верблюда купил...
__________________________________________
У моей прапрабабушки была любопытная запись в дневнике. Она была посвящена жемчужному ожерелью, которое еще до ее замужества было принято в подарок от моего прапрадеда. Здесь, наверное, необходимо сделать оговорку, что такого рода подарки незамужним девицам принимать было нельзя. Это считалось неприличным. Дорогие подарки от незнакомца, либо "знакомца", но без соответствующей причины, роняли тень на девичью честь. Собственно и влюбленный мужчина должен был это понимать. Но прапрадед мой был порывистым и горячим, и всегда шел напролом. А прапрабабка была та еще гордячка, из редких красавиц. И похоже сводила с ума мужчин с завидным постоянством. Так вот, в ее записях было следующее:
- Мне подарил футляр офицер. Я взяла. Не хотела брать, но у него глаза ворожили. Этакая жидкая и очень вязкая ночь, с сапфировыми звездами. Наверное я была под гипнозом. Странный он, слишком смуглый для белого салона. Слишком вне правил. Подумаешь! Завтра забуду.
Примеряла подарок... Ах! Два часа у зеркала. Какой тяжелый жемчуг... Лег в самый раз вокруг шеи, а мне показалось, что сдавил всю грудь. Нет..., обнял. Ни одно платье не подошло! Или нагой носить, или в батистовой рубашке. Почему-то сладко. Прячу эту безделицу от маменьки. Боюсь прибьет.
Не могу спать. Такая ночь. На небе не звезды, а перламутровые бусины... Я его не забыла. Влюбилась? Надо убрать подарок подальше! Что за глупости со мной творятся... Спрячу далеко-далеко. Сутки и забуду!
Поставила свечу к образам. Не спокойно мне. Слезы льются. Сегодня Любушка сказала, что жемчуг к вдовству, а я и не замужем... А вот сосед сватался, отказала. А раньше нравился. Казался таким умным, светлым... Пригляделась - тюлень! Как не замечала?
Снова ночь, опять не сплю. Сижу жемчуг перебираю, он мерцает от свечи. А у меня слезы. И я глаза его вижу. Только бы вернулся...
ПОДАРОК?
(Простите, похулиганил)
В футляре старинном на бархатном ложе
Был жемчуг морской для подарка возложен.
Мерцал перламутр, переливы не ярки,
Цвет белый, спокойный, холодный, не жаркий.
Жемчужную нитку от смуглого воина
Красавица в дар приняла так спокойно,
Как будто была его королевой
Такой недоступной, насмешливо-смелой.
Он взглядом обжег. Лишь поклон на прощанье.
Ни слова…, жемчужины вместо признанья?
Открыть и надеть нить скрываемых чувств?
Лишь взгляд… И футляр без жемчужинок пуст.
На шее они оттеняют наряд,
Округлые, ровные, тянутся в ряд.
Прохладные бусины – дар глубины,
Под створками раковин, толщей воды
Скрывались от света и, бледность храня,
Слезами морей омывали себя.
Загадка в холодном подарке? Во взгляде?
Жемчужные слезы на черном наряде?
Иль звезды на белом…? Иль искры на алом…?
Возможно, что жемчуг вбирает недаром
Цвета, что под утро
Горят перламутром?
И их переливы,
Как моря отливы,
Как волн мощных рокот…
Иль стоны и шепот?
Красавице гордой свое отраженье
Шепнуло вдруг:
– Ты проиграла сраженье.
Сердечко забилось, рука задрожала
И душно ей в комнате собственной стало.
За плечи как будто вдруг кто-то обнял,
Касанием легким поцеловал…
И память обжег молчаливый поклон,
И вздох был похож на чуть слышный, но стон.
Слезинка скатилась по бледной щеке,
Жемчужная нитка зажата в руке,
Поверхностью гладкой ладошку ласкает,
И что с этим делать сердечко не знает.
Мятежная ночь из мечтаний и слез?
И явь ощущений от сладостных грез?
И то, что позволить нельзя наяву
Подарено нежно ему или сну?
Да, море оттенков и море из чувств…
Нет, белый цвет жемчуга вовсе не пуст,
Вбирает весь мир: звезды в нем, в нем роса,
В нем омут, в нем буря, в нем чья-то слеза.
Мерцающий свет чьей-то страстной любви,
Которая спать не дает до зари.
И ярко пылая в безумном пожаре
Скрывает все краски в старинном футляре.
PS
Цвет белый – спокойный, холодный, не жаркий?
Что ж губы твои так пронзительно ярки?
В прапрадеде была персидская кровь по матери. Звали его Лев. Он вернулся хромым и с изувеченной рукой. Ее смогли сохранить, но он практически всегда носил перчатки. Прапрабабушка Зинаида приняла его предложение сразу же. Ожерелье передавалось женщинам семьи. Оно сгорело вместе с домом во время революции. Две безделицы - дом и бусинки дотла...
Восточный базар прелюбопытейшее "явление". Купить здесь можно все что угодно, например, жену. Если взять худенькую, обойдется дешевле барана.
Я купил баранью ногу и жемчуг.
Мясо было необходимостью, а перед бусинками я застыл. Они были неровными. Я такие никогда не видел. Из-за неровностей перламутр просто выдавал немыслимые переливы. Круглый жемчуг я видел, это сдержанное украшение, чопорное. А вот такое чудо природы могло обитать только здесь. Колоритная атмосфера базара плохо вязалась с моими представлениями о возможности покупки украшений, но мой мозг дал сбой, и я купил. В мужиках видимо живет первобытная потребность делать подарки. Моя покупка была бессмыслицей... Или вместо баранины надо было жену приобрести.
В доме меня встретил Шаддад. Несмотря на преклонный возраст, он был моим близким другом. Увидев жемчуг, он нахмурился. Потом сказал:
- Зря ты купил его. Жемчуг без женщины приносит горе. Его не хранят "на потом", он может быть только "на сейчас". Я с улыбкой отнесся к его словам. Суеверия в этой стране пронизывают практически все. Жемчуг я убрал в черный футляр прямоугольной формы...
Через три дня в дом попал снаряд. Выжил только я. Руины дома горели, сгорел и жемчуг, и Шаддад.
У Шаддада было две жены - одна старая, другая молодая. Я часто спрашивал его, мол, не тяжеловато ли с двумя, когда уже за шестьдесят. Он отвечал, что очень удобно. Тяжело, как правило, с тремя. А когда две жены, просишь молодую помочь старой, а старую научить чему-либо молодую. А сам уходишь в пустыню "читать песок". Пустыня необыкновенно красива, особенно по ночам. Мириады звезд отражаются в темных барханах, мерцают. Мерцающие "письмена" - особая философия Востока. Когда живое небо пишет на мертвом песке, понимаешь вечность. А твои женщины заняты поиском недостатков друг в друге.
Через неделю я смог прийти в дом погибшего друга и учителя с соболезнованиями и едой. Была война, население голодало, даже вода была привозная. Старшая жена Шаддада ударила меня по лицу и ничего не взяла. Стояла каменная и ждала, когда я выстрелю. (Женщина не может ударить мужчину, это страшнее измены, практически самоубийство). Я видел ее глаза, они были пустые.
Молодая жена Шаддада готова была вылизать сапоги. Вернее на все была готова, лишь бы не голодать...
Я оставил еду и воду за порогом и ушел.
Потом ушла и старшая жена друга в пустыню. Там засохла. Я долго искал ее - дня три-четыре, засохшую и принес. Похоронил рядом с ним.
Шаддад понимал вечность. "Читать пустыню" он научился. Чужие глаза и сердце - нет.
_______________________________________
Из дневника прапрадеда
Я разорен..., и влюблен. Чтобы понять насколько серьезно влюблен, мне понадобилось одно мгновение. Все, что осталось, я вложил в безделицу - жемчужное ожерелье. Когда-то мать мне сказала, что жемчуг - это "слезы верности". Через три дня я уйду туда, где и сгину. Поймет ли она, что мне жемчужиной стала...
_______________________________________
На белой скатерти в кофейне лежали обгоревшие жемчужины вперемешку с зернами кофе. Я сгреб все в карман. Улыбнулся хозяину, опираясь на палку поковылял покупать верблюда...
Взгляд сквозь время расставляет все по своим местам...
***
...Ты для меня жемчужина…
Ты часть моей души.
Пусть бриллиантов дюжина
и сердце ими сужено,
а ты душой дыши.
Поверхность – небо чистое,
как звезды на камзол,
и каждая лучистая,
златая, серебристая,
в душе ж не тот узор.
В нем перламутра с зернышко,
а петли паутинкою
приковывают к донышку
то маленькое солнышко
со скромными искринками.
Поверхность – небо черное,
и тучи мраком бесятся.
Громадою огромною
волна стеною штормною
для чаек смертью грезится.
А в глубине под створками,
как белый свет и радуга,
жемчужинка оборками
прикрылась, в страхи скомкала
стихию в узел натуго.
У жемчуга история –
песчинка в бездне вымысла.
Но лишь она гармонию
из звуков какофонии
стихий в душе
и вынесла…
______
Ты для меня жемчужина…
Ты часть моей души.
Я бриллиантов с дюжину,
где суть вся блеском сужена,
убрал.
Вдохни.
Дыши…
Улыбнулся. Комментарии открыты. Не забывайте, что инет - большая книга сказок, "выдумок".
#рассказ из жизни #дневник #современная поэзия #приметы и суеверия #культура востока #генеалогия