Найти тему
По Приуралью

Даже местные жители не все помнят назначение вещей

Здание Музея природы Печоро-Илычского заповедника
Здание Музея природы Печоро-Илычского заповедника

В музее природы заповедника создали краеведческий отдел, в котором представлены старинные вещи. Все экспонаты были подарены местными жителями. Проводить экскурсии пришлось научным сотрудникам, имеющим биологическое образование. В отделе, в котором представлена фауна заповедника, не было проблем, здесь есть о чём рассказать, но вот в краеведческом… Вспоминаю свою первую экскурсию. Пришлось извиниться перед посетителями, что могу только показать и назвать часть экспонатов, а развёрнутой лекции рассказать пока не могу. После того, как было прочитано очень много соответствующей литературы, мог дать развёрнутую лекцию по каждому экспонату.

На сундуке стоит чурка, а в неё вбит светец.Рядом колодки для шитья кожаной обуви. На краю сундука рубЕль, им гладят изделия из ткани.
На сундуке стоит чурка, а в неё вбит светец.Рядом колодки для шитья кожаной обуви. На краю сундука рубЕль, им гладят изделия из ткани.

Вот к примеру, как освещали избу в давние времена. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в светец. Задавал вопрос экскурсантам, какое дерево щепали на лучину? Большинство называло сосну. Сосна хороша для разжигания костра, для растопки печки, но для освещения не годится, так как даёт много копоти. Для освещения использовали берёзовую лучину. А как же свечи? Первые свечи были из жира и не по карману большинству населения. К примеру, жира натопленного с одного быка, хватало на 100 свечей. По такому случаю вспоминаются балы, на которых сжигалось множество свечей. А ещё выражение «игра не стоит свеч».

Расческа из свиной или кабаньей щетины.
Расческа из свиной или кабаньей щетины.

Первое время для меня была загадкой тот большой "помазок", что изображен на фотографии. Во время экскурсии кто-то из местных школьников вспомнил, что видел такую же штуку у своей бабушки, она ей волосы расчёсывала.

Зыбка или люлька
Зыбка или люлька

Маленьких новорожденных детей качали в люльке. Её подвешивали к берёзовому шесту, отрывали от земли, чтоб жизненные силы в неё не уходили. Берёзовый шест(очеп) вырубали в густой поросли, полагая, что раз густо растёт берёза, то там больше жизненной энергии. Вырубали шест так, чтобы он не коснулся земли, чтоб жизненная сила из него не ушла. Считалось, что дети по этому шесту с потолка, как с неба, приходят в семью, поэтому делали его гладким. По поверью, нельзя было качать пустую люльку, иначе ребёнок будет беспокойный.

На фото вверху справа находится лестовка.
На фото вверху справа находится лестовка.

На кожаный ремешок нашиты 94 позвонка какой-то крупной рыбы, возможно щуки. По этим позвонкам вели счёт чему-то во время молитвы. Думаю, что функционально, они выполняли туже роль, что и чётки у современных монахов. Можно было не следить за счётом, а сосредоточиться на молитве.