Давайте сначала разберемся, что такое конкурентный анализ и с чем его едят.
Конкурентный анализ - метод анализа, включающий в себя оценку степени конкурентоспособности предприятия или товара в отрасли, прогноз потенциальных действий фирм-соперников, определение основополагающих причин успеха и неуспеха.
Правильно поставленные цели для конкурентного анализа влияют на формирование маркетинговых гипотез и фокусируют внимание на ключевых данных для их проверки.
Простыми словами - такой анализ необходим для оценки перспектив развития компании на отраслевом рынке.
Полезно? Полезно! :)
Конкурентный анализ особенно актуален, когда продукт (товар или услуга) находится на этапе разработки или смены позиционирования. Будет намного легче разработать маркетинговую стратегию, сформировать товарную политику и ключевые характеристики продукта, если у вас будет понимания того, кто и как сейчас работает на отраслевом рынке.
Существует несколько видов конкурентного анализа. В данной статье рассмотрим конкурентный анализ для контекстной рекламы в интернете. Этот вид анализа является важным для компаний, которые продвигают свой продукт через интернет.
Подготовка
Перед началом проведения конкурентного анализа необходимо обозначить цели исследования и границы конкуренции. Сравнительный анализ конкурентов в области может быть проведен очень подробно с планированием стратегии на несколько лет, а может быть проведен емко для решения краткосрочных задач.
Итак, определили цели и границы, двигаемся дальше.
В этой статье разберем простой вид конкурентного анализа, который вы сможете провести сами. Нужно более серьезное исследование, а еще разработать сайт или интернет-магазин? Пишите нам https://adinadin.ru ;)
Анализ состоит из трех основных пунктов:
- Формирование списка конкурентов
- 7P анализ
- Аналитика с помощью различных вспомогательных сервисов
Начнем!
Где искать конкурентов?
Не бойтесь, их хватит на всех!
Для начала определимся с тем, какие конкуренты нас окружают:
- Прямые - наиболее опасные, представляют аналогичный товар на аналогичном рынке и работают с вашей целевой аудиторией.
- Косвенные - требуют некоторого внимания, могут заменить бизнес схожестью услуг.
- Неявные - потенциально опасные, могут уступать по качеству и узконаправленности, но выигрывать из-за ограниченного бюджета клиентов.
Для анализа необходимо учитывать индивидуальную конкурентную сферу, так как у каждого бизнеса есть свои особенности: географическая привязка, отрасль и специфика бизнеса. В идеальном варианте - конкуренция должна быть средней, так как в высококонкурентной среде сложно бороться за клиента, а в низкоконкурентной потребителей скорее всего слишком мало.
Анализ конкуренции показывает, что действия компаний-конкурентов снижают среднюю прибыль в отрасли. Анализ умеренной конкуренции свидетельствует, что большая часть компаний получает среднюю в отрасли прибыль. Слабая конкуренция отличается тем, что большая часть фирм в отрасли в состоянии получать прибыль выше среднего, инвестируя лишь в производство.
Для выявления уровня конкуренции классический маркетинг требует от бизнеса глубинных исследований.
Для поверхностного анализа можно использовать «Планировщик ключевых слов» в Google Рекламе. Несколько кликов и условий - анализ готов!
Ключевые слова помогают поисковым роботам оценить релевантность (соответствие) страницы сайта запросу интернет-пользователя. Подбор ключевых слов — это важная задача для всех типов сайта (как для информационных, так и для коммерческих проектов), так как именно они определяют охват потенциальной аудитории.
Перейдем к 7P анализу конкурентов
7P (7Пи анализ, расширенная модель комплекса маркетинга) анализ представляет собой некий чек-лист. Благодаря простоте его может использовать любой человек, даже если он не специалист в digital-сфере.
7P модель состоит из следующих P:
1. Product: продукт.
2. Price: цена.
3. Place: место продаж.
4. Promotion: реклама.
5. People: люди.
6. Process: процесс.
7. Physical evidence: физическое окружение.
Разберем каждый из P подробнее. Возьмем для примера интернет-магазин одежды и рассмотрим некоторые базовые характеристики, которые можно присвоить определенным P.
1. Product: ассортимент; возрастные группы; размерная сетка.
2. Price: ценовая категория; удобство системы оплаты; акции снижения цены; скидки.
3. Place: география, количество филиалов; удобство месторасположения.
4. Promotion: программы лояльности; мероприятия; общественные коммуникации.
5. People: квалификация и сертификация; консультации; сообщества.
6. Process: прозрачность производства.
7. Physical evidence: гарантии; отзывы; качество.
Набор характеристик для разных типов бизнеса может быть индивидуален. 7P анализ является общим шаблоном, количество и наименования его составляющих можно менять, рассматривая конкуренцию с различных ракурсов. Каждой из P мы присваиваем шкалу оценки в баллах. Вес баллов каждого наименования необходимо рассматривать исходя из контекста рыночного сегмента. К примеру, при проведении конкурентного анализа магазина одежды сегмента масс-маркет более весомым будет являться цена продукции, а не узнаваемость бренда.
Для удобства таблицу сформируем в Excel.
Когда информация собрана и обработана, в рамках выбранной шкалы оценки каждому показателю присваивается определенное значение.
Определить значимость каждого показателя можно тремя способами:
- Интуитивный - оценка присваивается основываясь на интуиции, без дополнительных исследований.
- Детальный - оценка присваивается исходя из того, какой показатель наиболее привлекателен, востребован и т.д
- Оценка клиентов - оценка присваивается с помощью опроса клиентов, полагаясь на то, что их больше привлекает.
Чаще всего совмещают 1 и 2 способы, так как сбор оценок клиентов является более ресурсозатратным вариантом.
Основное требование: в рамках одной характеристики - шкалирование должно быть зеркальным. Каждый P необходимо оценивать равно для всех конкурентов. К примеру, если рассматриваем магазин одежды, то за наличие на сайте онлайн-консультации всем конкурентам необходимо начислить равное количество баллов. Тогда полученные результаты будут корректными.
Затем рассчитывается сводный показатель по всем семи группам. На основе полученных данных формулируются соответствующие выводы и разрабатываются рекомендации по укреплению и совершенствованию собственного комплекса маркетинга. В первую очередь ликвидируются наиболее слабые места.
Аналитика с помощью различных вспомогательных сервисов
Немаловажным фактором успеха является рекламная стратегия бизнеса. Digital-мир позволяет сегодня проводить детальный анализ конкурентов в несколько кликов и получать исчерпывающую информацию. Этот этап анализа проводится с помощью сторонних ресурсов и сервисов.
Рассмотрим несколько аналитических сервисов.
SpyWords
SpyWords поможет узнать, какие ключевые запросы задействуют конкуренты, и использовать их семантическое ядро в собственных рекламных кампаниях.
SimilarWeb
В SimilarWeb в один клик можно увидеть, какие источники трафика задействует конкурент. Полученная информация помогает, например, определить целесообразность усиления активности в социальных сетях без траты времени и средств на предварительные тесты или эксперименты.
MegaIndex
MegaIndex показывает источники трафика, ссылающиеся сайты.
Woorank
Этот сервис предоставляет огромное количество данных, связанных с техническими параметрами. Укажите адрес сайта, активируйте анализ и спустя пару минут отчет будет готов.