Найти в Дзене
Лана Тёрн

30 лет в Париже.

Что вы подарили себе на тридцатилетие? Когда мне было без 2 месяцев 30, я решила, что не стоит оставлять заветные желания на потом, и так как тогда путешествия были в приоритете, взяла билеты Lufthansa до Парижа. Уже в начале сентября мы с мужем и почти двухлетней дочкой сидели в Домодедово и ждали своего стыковочного рейса до Мюнхена. Нам сразу повезло, авиакомпания оставила свободным кресло

Что вы подарили себе на тридцатилетие? Когда мне было без 2 месяцев 30, я решила, что не стоит оставлять заветные желания на потом, и так как тогда путешествия были в приоритете, взяла билеты Lufthansa до Парижа. Уже в начале сентября мы с мужем и почти двухлетней дочкой сидели в Домодедово и ждали своего стыковочного рейса до Мюнхена. Нам сразу повезло, авиакомпания оставила свободным кресло между двумя нашими забронированными местами, так что дочка почти сразу на нём заснула, а мы могли наслаждаться полётом. Я впервые за долгое время спокойно читала книгу, уже и не вспомню какую, а муж пил warsteiner, который немцы любезно разливают на своих рейсах совершенно бесплатно. Дальше была короткая пересадка в мюнхенском аэропорту, где невозможно запутаться. Здесь машины Бмв и Ауди выставлены как экспонаты в зонах прилёта и вылета (немцы очень ценят всё немецкое), ну и бесплатный кофе из автоматов. Потом ещё час до Парижа, мы на месте.

Я распланировала абсолютно всё, даже трансфер из аэропорта Шарля де Голля до нашего отеля. На такси слишком дорого, на автобусе можно попасть в пробку, поедем на электричке с пересадкой на метро в районе Северного вокзала. Не учла только час пик, в итоге ехали с маленьким ребёнком, чемоданом и коляской в переполненном вагоне метро. Вышли на станции Гавр-Комартен, там, в 5 минутах ходьбы наш апарт-отель на улице Комартен. Уже вечер, заселились, пошли в ближайший супермаркет купить что-нибудь к завтраку, прогулялись по соседнему бульвару Капуцинок. Вот дом номер 14, где прошёл первый киносеанс братьев Люмьер, а в здании напротив когда-то была первая выставка импрессионистов. Даже хорошо, что тогда я не знала всего этого, останавливайся мы у каждого интересного дома и красивого фасада, мы бы все 5 дней не ушли дальше соседней улицы. Дошли до Оперы Гарнье, свернули к универмагу Галери Лафайет, мы так и не зашли туда ни разу за всю поездку, потом к отелю по бульвару Осман мимо бездомного, спящего у закрытой рольставнями витрины на матрасе.

На второй день проснулись не слишком рано, сразу открыли окна в пол, ведущие на небольшой французский балкон, заварили овсянку на молоке, погрели круассаны и кофе, банально, но именно так всё и было. С балкона была видна наша узкая улица, крыши и мансарды дома напротив, где в окнах люди уже работали за компьютерами. Мы неспешно позавтракали и собрались, вышли и направились вниз по рю Комартен, в сторону центра. Я вообще люблю выходить из дома ближе к обеду, так что в местных кафешках уже толпились офисные сотрудники, а дочка уснула в коляске прямо на улице Де Капюсин, недалеко от Вандомской площади. Прошли мимо колонны, якобы вылитой из русских и австрийских пушек, взятых в битве при Аустерлице, мимо отеля Риц, где жили Хемингуэй, Коко Шанель, Чарли Чаплин и многие другие, здесь же в каком-то доме на площади останавливался Толстой, а Тургенев начинал писать «Отцы и дети». Выходим к саду Тюильри, поворачиваем на улицу Риволи, по направлению к Лувру. Здесь на площади перед музеем впервые показывается Башня, это шок, сколько бы ты не видела её на фотографиях, вживую она всё равно «сбивает с ног». Делаем фото. Идём дальше по набережной Франсуа Миттерана к Новому мосту, старейшему из сохранившихся в Париже. Мы на острове Сите, откуда и начинался город, ещё до нашей эры, когда здесь жили кельтские племена паризиев. Ещё пара кварталов, огромная очередь на вход, но продвигается быстро, уже хочется есть, покупаем в соседней палатке французские крепы с нутеллой, полчаса, и мы в Соборе Парижской Богоматери 12-13 веков, возведённом на месте первой христианской церкви Парижа 6 века. Именно в соборе, в центральном нефе, просыпается дочка и начинает плакать. Ещё бы, я тоже бы, наверное, заплакала, засни я в коляске на светлой улице, а проснись в темном готическом соборе, освещённом только светом, проходящим сквозь цветные витражи высоких стрельчатых окон. Быстро успокаиваем, оставляем коляску внизу и поднимаемся по винтовой лестнице на открытую верхнюю площадку с химерами у подножия башен, дочке нравится бегать по узким коридорам между разными концами галереи. Потом ещё выше, на смотровую на верхушке башен, здесь отличный вид на город и шпиль собора, тогда он ещё был.

Сейчас, после осмотра, я пошла бы, наверное, на правый берег, гулять по кварталу Маре, рассматривать сохранённые старинные деревянные разноцветные двери, а потом в Центр современного искусства Жоржа Помпиду. Но тогда мы были с ребёнком, поэтому пошли налево, мимо букинистических лавок на бульваре Сен-Мишель, в Люксембургский сад. О, это любимое место в Париже. Наверное, потому что и дворец, и сад построены по заказу Марии Медичи, выросшей во Флоренции, и очень похожи на Палаццо Питти и сады Боболи. Мы с мужем бывали там за пару лет до того, и это одно из лучших воспоминаний об Италии. Так вот в Люксембургском саду мы перекусили, отдохнули на неудобных зелёных железных стульях. Дочка бегала по парку мимо фонтана и кадок с пальмами, а я наблюдала за местными, как они отдыхают, устраивают пикники на траве, играют в теннис на здешних кортах, а вот мужчина-араб массирует ступни жене, сидя на газоне.

Идём домой по улице Бонапарта, мимо знаменитого кафе Les Deux Magots, где собирались самые известные художники и литераторы начала прошлого века. Мы устали, дочка не хочет в коляске сидеть, и приходится иногда нести её на руках. Точно знаю, если когда-нибудь ещё приеду в Париж, буду жить на левом берегу, в Латинском квартале, и гулять по бульвару Сен-Жермен, здесь очень красиво.

На следующий день мы идём в Лувр. Огромный музей, здесь 4 этажа и 2 крыла. Как и в любом Художественном музее, сначала, на -1 этаже, культура Древнего Египта и востока, потом Античность (Рим и Греция, 0 этаж), успеваем посмотреть только Венеру Милосскую, найденную в 19 веке на греческом острове Милос, дальше дочка засыпает в коляске, а мы спокойно гуляем. На большой лестнице, между этажами, стоит скульптура Ники Самофракийской, такая величественная и стремительная, мечтала её увидеть. На первом этаже уже Средневековье, картины британских, итальянских, испанских художников. Практически случайно натыкаемся на зал с «Джокондой» Леонардо да Винчи, перед ней огромная толпа, близко не подойти. Ну а дальше ходим по залам с интерьерами французского королевского дворца, рассматривая детали. Выходим на улицу через большой стеклянный куб, дочка проснулась, долго отдыхаем в саду Тюильри, и направляемся по Елисейским полям к Триумфальной арке. По пути замечаем, что французские автомобилисты совсем не уважают правила дорожного движения, светофоры, пешеходные переходы им не указ. Ну и заходим в Ладури купить макаруны, тогда их кафе ещё не было в Москве, не очень вкусно.

На следующий день едем смотреть и подниматься на Эйфелеву башню. Будь я одна, пошла бы от башни по набережным левого берега до музея Д’Орсе в здании бывшего вокзала, и провела там весь вечер, рассматривая работы художников, фотографов и скульпторов 19 и 20 веков (произведения искусства до 19 века хранятся в Лувре). Здесь импрессионисты и постимпрессионисты, Моне, Ван Гог, Гоген, эх.

В последний день едем на Монмартр, там красивый вид и сквер, но внизу на бульварах грязно и подряд секс-шопы. Возвращаемся к отелю, идём в ресторан на соседней улице есть улиток и луковый суп, очень вкусно, устриц так и не попробовали. У нас не очень складывается с местными заведениями, узкие проходы, маленькие столы и стулья, неудобно с ребёнком, хорошо, что в номере есть мини-кухня. Но в последний день устраиваем праздничный обед с вином. Рядом светится вывеска концертного зала Олимпия, самого старого в Париже, когда-то, в 1964, здесь выступали the Beatles, а в 1982 - Алла Пугачева. В другой раз я обязательно пойду туда на первый попавшийся концерт. Но завтра днём мы уезжаем, садимся на поезд Thalis на Северном вокзале и едем 4 часа в направлении Кёльна, где нас ждут, но это уже другая история. Вечером впервые за всё время по-настоящему ссоримся, кажется, мы оба устали таскаться с коляской по Парижу. Но сейчас вот подумала, вдруг больше никогда туда не попаду, может и хорошо, что в 30 лет я не оставляла заветные желания на потом.