В беседе со своим «служкой» Мотовиловым Н.А. батюшка Серафим много и подробно говорит о молитве. В частности отвечает на интересующий последнего вопрос: кого слушает Бог в молитвенных обращениях.
Вопрос этот действительно важен для людей, которые часто жалуются, что Бог не отвечает на их молитвы.
Итак, на что обращает особенное внимание св. Серафим Саровский:
«Близ Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лице, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его» (Пс. 144.18), лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно, по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы яко зерно горушно, и оба двинут горы…. Сам Господь говорит: «Вся возможна верующему» (Мк. 9.23), а батюшка святой апостол Павел восклицает: «Вся могу о укрепляющем мя Христе» (Флп. 4.13).
Что ж, здесь приведены все условия «слышимости» молитвы, причем, о. Серафим особо подчеркивает, что владеющий этими условиями может быть любой человек – как монах, так и мирянин.
Итак, вот они, эти последовательные условия:
- любить Бога по-сыновнему;
- быть православным христианином;
- иметь в себе веру, хотя бы «с зерно горчичное».
Рассмотрим их тоже последовательно.
Чьи прошения в первую очередь исполняют родители – своих или чужих детей? Ясно, что своих. В этом и заключается преимущество «сыновства».
Что ж – все просто. Надо быть действительно «чадом Божиим», чувствовать себя сыном или дочерью, а Бога воспринимать за своего истинного Отца – тогда и обращаться к Нему в полной уверенности в его вниманию к твоим просьбам.
Точно так же - как ребенок уверен во внимании своих любящих родителей к его просьбам.
Но тут мы упираемся во второе условие. Увы – на свете, да и сейчас в России много людей, которые считают себя «детьми Божьими» чуть не автоматически. Только по факту своего пребывания в человеческом образе.
Увы – это не так. Среди таковых немало и «детей дьявола», как на это неоднократно указывал и Иисус Христос - и в притче о пшенице и плевелах, и прямым текстом: «Ваш отец дьявол» Ин. 8.44.
Нет, свое «сыновство» Богу нужно доказать принадлежностью к православной Церкви. Не думать, что «Бог у меня в душе», поэтому можно ничего не делать - а реально принять Христа в свое сердце и выполнять все Его заповеди, а также участвовать в таинствах Им учрежденных, как они содержатся в лоне православной Церкви.
В противном случае твое «сыновство Богу» - это глупый самообман, сродни психическому помешательству, когда люди воображают себя кто Наполеонами, кто китайскими императорами.
И наконец, третье условие «слышимости» молитвы – это вера.
Удивительно, как она легко проверяется одним маленьким наблюдением! Ведь сколько людей «разочаровались» в Боге, а то и признали, что Он не существует, на основании того, что Бог не ответил на их просьбы и молитвы.
Но о чем это говорит? Это говорит только об одном – отсутствии веры. Об изначальном отсутствии веры в Бога.
Ни один верующий человек не будет утверждать, что Бога нет, только на основании того, что Бог не ответил на его молитву. Точно так же, как и ребенок не будет говорить, что у него нет мамы и папы, если они вдруг не выполнят его просьбу.
А если человек так утверждает, то это подтверждает простую и грустную истину – в его душе изначально не было веры. Поэтому естественно, что Бог не ответил на его молитву.
Что ж, батюшка Серафим точно и четко показал нам условия «слышимости» и исполнения нашей молитвы – нужно любить Бога, стать православным христианином и иметь непоколебимую веру, то ее самое «горчичное зерно», которое еще до «двиганья гор» позволяет не сомневаться в существовании Божьем.
Однако он же далее дает одно очень важное дополнение. Дополнение, которое предохраняет нас, даже при соблюдении всех вышеперечисленных условий, от молитвенного «эгоизма».
Давайте прислушаемся:
«Так-то, ваше Боголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все воспримете, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего. Потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, потому и говорит: «Вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе» (Мф. 25.40). Так не имейте никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользе и назиданию ближних относились».
Вот эти простые, но принципиальные «дополнения». Твои молитвы должны быть направлены не на удовлетворение собственного эгоизма, а:
- во славу Божию:
- на пользу ближнего.
Что ж, и здесь все просто и ясно. И сразу становится понятным, почему столько молитв и прошений даже глубоко верующих христиан не исполняется - только потому, что не содержат в себе этих условий.
Сколько мы молимся, например, о здоровье или скорейшем выздоровлении! Но всегда ли в этих молитвах есть стремление прославить Бога и направить здоровье «на пользу ближнего»?
То-то же! Поэтому наши молитвы о здоровье зачастую и не исполняются.
И так – во всех других наших молитвах.
Что ж, подведем итог. Батюшка Серафим дал нам четкое представление о том, кого и при каких условиях слышит Бог и выполняет направленные к Нему молитвы.
Нужно: а) любить Бога, б) быть православным христианином, в) иметь в себе веру, а сама наша молитва должна быть: а) во славу Божию, б) на пользу ближнего.
Тот, кто будет так молиться никогда не останется без ответа – это несомненная истина!