Найти тему
Школа Шахмат Шувалова

Иосиф Дорфман - тренер, автор книг, ИГРОК

Сегодня 1 мая 69 лет исполняется гроссмейстеру, чемпиону СССР 1977 г. Иосифу Дорфману. Иосиф Давидович Дорфман – родился в Житомире 1 мая 1952 года.

Детство

Отец шахматиста прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную. На войне погибли его шестеро братьев. Отец вернулся с наградами: орденом «Славы третьей степени» и орденом «Красной звезды» за рукопашную с немцами при взятии их укреплений, да еще с тремя серьезными ранениями.

Гроссмейстер вспоминает о своем детстве, как о периоде жизни, когда хватало времени все. На то, чтобы побегать во дворе, сходить в Дом пионеров, заняться общественной работой в школе, где его уважали и любили. Но особенно ему нравилось проводить время за книгой. Читать он научился рано, задолго до школы. И вот в этом потоке книг ему попадается книга «Международный турнир гроссмейстеров» Бронштейна, книга Кобленца и «Моя система» Нимцовича. Дорфман верит, что это не было в его жизни простой случайностью, ведь именно эти книги вызывали интерес к шахматам.

Особенно его поразила книга Бронштейна, по словам самого Дорфмана, это было нечто уникальное, ведь человек в ней обычными словами описывал свои идеи. Это не был сухой язык учебного пособия, которым обычно описывают шахматные партии и комбинации. Эта книга буквально перевернула сознание маленького шахматиста. Дорфман говорит, что с тех пор стал по-иному смотреть на игру.

Но время, по словам Дорфмана, было упущено – ему уже стукнуло 11 лет, когда он стал всерьез заниматься шахматами. Сегодня в таком возрасте уже становятся гроссмейстерами. «Если даже у этих ребят нет звания, то по силе они точно гроссмейстеры», - говорит Иосиф Дорфман.

Пришлось наверстывать упущенные годы, но у парня была феноменальная память, что позволяло ему запоминать с ходу и цитировать нотации известных партий прошлого без единой подсказки. Уже в 16 лет парня признали неплохим шахматистом, и он стал кандидатом в мастера. Соревнования из разряда школьных перешли на уровень областных, а затем и республиканских.

Шахматист с уважением вспоминает своего тренера в Житомире Михаила Тросмана. Он сам был известным в свое время шахматистом, подающим большие надежды, но по личным причинам он не стал строить спортивную карьеру, а свой талант направил на воспитание учеников. Свой карьерой и известностью ему обязаны Александр Хузман, тренировавший Бориса Гельфанда, ставшего претендентом на мировое первенство, Александра Лендермана, Ирины Круш- многократной чемпионки США. Были в этом списке и другие профессионалы высокого уровня, которые сошли с дистанции по каким-то личным причинам.

По словам Дорфмана, этот человек так обожал свое дело, что зажигал сердца детей этой любовью. Играло роль и его умение разбирать партии великих шахматистов и доносить все нюансы до неопытного ума. Позже он иммигрирует в Америку и умрет в Нью-Йорке.

Первые успехи

Иосиф Дорфман после окончания школы, уедет в Киев поступать в Политехнический институт, чтобы стать инженером-механиком. Дорфман вспоминает, что привык быть лидером и пользоваться уважением сверстников и преподавателей. В институте он всегда был на виду, его выбирали старостой группы и комсоргом.

Учась в институте, он не перестает заниматься шахматами, и в 1975 году попадает в первую лигу всесоюзного первенства. Через год выигрывает взрослое первенство СССР, разделив высшую награду с Борисом Гулько. Он не уступил своего первенства и в дополнительном матче, поэтому судьи пришли к выводу, что чемпионами станут оба игрока.

Борис Гулько и Иосиф Дорфман (1977)
Борис Гулько и Иосиф Дорфман (1977)

Дорфман вспоминает эти годы, как обычную жизнь советского студента, увлекающегося шахматами. У него тогда не было амбиций на счет карьеры шахматиста, а после окончания института он отправился на завод трудится инженером.

Конечно, чемпионат «Буревестника» он до сих пор вспоминает, как свою первую огромную победу, когда он, будучи еще кандидатом в мастера, обыграл соперников в 12 партиях из 17 и прибавил к этому результату 4 ничьи. Ведь соперниками у него были Гулько, Палатник, Тамаз Георгадзе и еще несколько хороших мастеров, которые позже стали известными гроссмейстерами.

Тогда он и получил звание мастера спорта, за четыре тура до конца чемпионата!

Потом были удачные выступления в составе советской сборной в командных соревнованиях. Была командная победа в мировом первенстве среди студентов в 1977 году. В 1984 году на его счету появился Кубок европейских чемпионов. Он выиграл полуфинал без поражений, затем финал. Соревнования проходили в Швейцарии. Дорфман запомнил их, как свой первый «опен».

-3

Азартные игры

Гроссмейстер вспоминает, что его сильной стороной в те годы был блиц. Даже будучи кандидатом в мастера он уверенно садился за стол против гроссмейстеров. Позже все стали опасаться этих моментов. С его слов, ему легко давались выигрыши в карты, преферанс и «белот», а также в другие виды настольных игр. Дорфман предпочитал искать и находить алгоритм игры и это ему легко удавалось. Его не интересовали игры, где все решало везение.

Иосиф Дорфман вспоминал, как на турнире в Сочи они с приятелями пошли на пляж, где играли в преферанс, и ввязались в игру. Игра была рисковой – ставки были большие и никто не знал, на сколько честными были игроки за столом. Поэтому все риски Дорфман взял на себя. Ему было интересно просчитать партию, где никто не знал карт противника.

Гроссмейстер вспоминает, что игра очень азартная и в определенный момент начинаешь понимать, что против тебя играют уже не двое, а все трое игроков. В ходе партии выясняется, что у каждого есть свои приемы, и часто они не совсем честные. Но аналитический ум шахматиста позволил Дорфману выиграть все партии подчистую.

Он говорит, что позже с нечестной игрой ему пришлось столкнуться и в шахматном противостоянии.

-4

Армия

Дорфман вспоминает, что ему удалось бросить карты, которые отнимали много времени и сил, и когда он сосредоточился на шахматах – дела пошли вверх. Но он уверен, что служба в армии сделали из него настоящего шахматиста. В армию он попал случайно, его не должны были взять из-за плохого зрения, но на медкомиссии его узнал генерал армии Абашин и пригласил послужить во Львове в специальном подразделении.

Правда, генерал, позабыл о своем обещании, и шахматист попал не во Львов, а на полигон на границе с Польшей. Пришлось вставать в шесть утра, бегать по три километра полуодетым в ноябре. Шахматист смеется, что такого не ожидал, но не жалеет об этом, т.к. здоровье свое подправил.

Через полгода пришел вызов в спортроту. По сравнению с линейной частью, это был курорт. Даже в казарме уже было не сто человек, а двенадцать. Вспоминает гроссмейстер. В армии он выиграл личный чемпионат Вооруженных Сил, после чего ближе познакомился с генералом, который в общем и вселил надежду на будущее, и стал Иосифу настоящим другом на многие годы.

На первый чемпионат СССР в Москву он тоже поехал из армии, где с трудом нашли ему гражданскую одежду. Потом он долго стоял в очереди в кассу аэропорта и прилетел на второй тур перед началом самой партии совершенно разбитый. Когда он пришел на место сбора, то увидел своих кумиров Петросян, Геллер, Бронштейн – это был шок. Спустя пару часов он уже выиграл партию у Дворецкого, сыграл в ничью с Полугаевским и обыграл, о чудо! самого Бронштейна. Потом начались проигрыши, но 13 место осталось за ним.

По возвращению в казарму ему вручили ключи от квартиры, куда можно было принести шахматную доску и книги, без которых он прожил все это время. Квартира стала наградой за чемпионат Вооруженных Сил, Всесоюзный отборочный турнир, Первую и Высшую лиги.

Потом в жизни было много высоких наград и участие в сильнейших Высших лигах, где противниками по матчам выступали Таль, Смыслов, Петросян, Полугаевский, Цешковский и Карпов.

На зональный турнир 1982 года Иосиф приехал с женой и дочкой, которой было чуть больше года. Правда, этот турнир он проиграл Ефиму Геллеру. На его счету призовые места на турнирах в Сан-Паоло (1978), Здруе (1978), Замари (1980), Дели (1982), Москве (1985).

-5

Наши дни

Сегодня гроссмейстер живет во Франции, куда его пригласили поработать в каннском шахматном клубе. В 1998 году он выигрывает чемпионат Франции и игры в Сараево. Еще десятилетие гроссмейстер будет участвовать в чемпионатах Франции, принося хорошие результаты и первые места французской команде.

Позже Дорфман открыл свою школу, где воспитал нескольких гроссмейстеров международного уровня. Его любимыми учениками стали Фонтен, Реланж и Бакро, а также Евгений Романов и чемпион Европы среди юношей Авиталь Боруховский.

Жизнь во Франции нравится всей семье, все рады, что познакомились с новой для себя культурой. Только вот порой остро чувствуется нехватка общения, когда привычного для французов «Са ва?» – «Дела идут?» - катастрофически не хватает. Французы не интересуются делами своих знакомых, тем более соседей, поэтому живого общения не достает.

Радость, когда приезжают друзья, еще одна радость - книги, которые пишет мэтр по подобию старенькой книжки Бронштейна, которая изменила всю его жизнь.

Иосиф Дорфман - шахматист активно-позиционного стиля, хорошо разбирающийся в тактических осложнениях. В качестве примера приведу партию, сыгранную на чемпионате СССР 1976 г. против Олега Романишина, в которой Иосиф энергичной жертвой ферзя перехватил инициативу.

Романишин - Дорфман
Романишин - Дорфман

Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и подписаться на канал!

Читайте также:

Лембит Олль - невзошедшая звезда эстонских шахмат

Шахматы как метафора в картинах Самюэля БАКА

Нона Гаприндашвили - прообраз Бет Хармон и Чемпионка мира