Мототехника для массового рынка в России подразумевает что-то недорогое и доступное по цене любому покупателю, или, по крайней мере, самым многочисленным группам покупателей. Средняя зарплата по данным Росстата на сейчас, апрель 2021 года, составляет 50 000 руб. (начисленная, до вычета налогов). Если посмотреть данные Росстата в табличном виде по регионам, и применить эти сведения хотя бы условно к моторынку, то исключив такие регионы, как Чукотка, Магадан, ЯНАО, Сахалин, где средняя зарплата 100 тр , в большинстве регионов можно рассчитывать в среднем на 35-40 тр.
Если не учитывать семейный бюджет и взять во внимание, что подавляющее большинство покупателей мототехники - мужчины, которые рассчитывают на свой заработок, то для покупки мототехники бюджет будет относительно небольшой. Фирменная мототехника мировых брендов, таких как YAMAHA, HONDA, SUZUKI, KAWASAKI, BMW стартует на сегодня с отметки 175 000 руб. за такую популярную и самую дешевую модель как YAMAHA YBR 125.
Более доступные варианты на сегодня - бывшая в употреблении техника всех происхождений, индийский BAJAJ (самая популярная модель - BOXER 150 - 95-100 тр), ну а если новая, то конечно Китай.
Рынок новых мотоциклов, мопедов и скутеров, в течение долгих лет практически полностью занят китайскими производителями. На сегодня китайская техника обладает самым конкурентным соотношением цены и качества/характеристик.
Какие плюсы в этой ситуации ?
Доступность. Покупатели с относительно невысоким доходом, могут себе позволить вполне годную технику - например, самый популярный в течение многих лет вариант - мопед Альфа. Цена на сегодня - от 50 до 60 тр. Мопед Альфа - красивый, подходит практически любому человеку по характеристикам, не требует регистрации, требует права М или любой другой категории, и относительно дешевый.
Огромный ассортимент. Мопедов типа Альфа - десятки моделей, выбирай на вкус и цвет. За эти же деньги (50-60 тр) можно купить, например, новый скутер, также очень годный по характеристикам, выбор также большой. Хочется что-то молодежное - питбайки, что-то помощнее - десятки моделей мотоциклов - дорожных и внедорожных. Основной диапазон цен - до 100 тр.
Если есть побольше денег можно купить уже что-то из "фирменного китайского" - например внедорожный мотоцикл KAYO, это уже 150-200 тр,, но характеристики будут намного более серьезнее и современнее, чем, например у YAMAHA YBR 125, самого дешевого из брендовых мото, за ту же цену.
Быстрое техническое обновление. Китайцы делают мототехнику для всего мира, поэтому эволюция техники происходит достаточно быстро. Можно увидеть это на примере других китайских товаров - мобильных телефонов, бытовой техники, автомобилей. За 10 лет эти товары совершили, не хочется говорить это слово "прорыв" в качестве и характеристиках, потеснив на многих мировых рынках, не только в России, почти всех, кого только можно было потеснить. Каждый год появляются новые, более совершенные двигатели и другие компоненты мототехники, применяются более современные роботизированные технологии сварки и нанесения покрытий, быстро выводятся на рынок новые, более совершенные модели. В сочетании с доступной ценой это позволяет покупателям быстрее переходить на обновленные модели с лучшими характеристиками, освобождаясь от "старых", как это происходит, например, и с мобильными телефонами.
Какие минусы ?
Если плюсы для покупателей от доступности хорошей техники - очевидны, то минусы не просто оценить. поскольку они заметны только в какой-то перспективе. в течение времени.
Где заказать качественные и недорогие седла в нужный размер ? Заполнение рынка массовой мототехники за счет импорта не очень способствует развитию собственных технологий производства. Нет необходимости производить седла, обода, панели приборов, пульты, резину, не говоря уже о двигателях, если их некуда установить или продать. Если нет предприятия, которое делает серийно седла для мотоциклов, то производителю например, велосипедов, некому разместить заказ на седла для велосипедов, и другим производителям какой-либо техники некуда разместить заказ на какие-нибудь другие седла, поэтому они также будут импортными. В результате, китайские "вендоры", или специализированные предприятия по производству седел, амортизаторов, электрики, панелей приборов и прочего, имея пакет заказов от разных производителей техники, делают всё более качественные и современные "седла", проще говоря, становятся в этом деле лучшими на многих рынках, получая ресурсы на применение самых новых технологий.
Рост цен. При импорте или экспорте расчеты, как правило, ведутся в долларах. Цена импортного товара зависит от курса валюты, и не только рубля к доллару, но и юаня к доллару - китайские производители поднимают цены в долларах, поскольку курс юаня укрепляется. Цены растут.
Зависимость от импортного производителя. Хотелось бы сделать что-то более адаптированное для российского рынка - например, классический мотоцикл типа Иж Планета на более крупной раме, с двигателем 350 кубов (4х тактным) - к сожалению, не получится, если в планы зарубежного производителя это не входит.
Зависимость от импортных запчастей. Почти все запчасти для китайской мототехники - импортные, они часто не доступны по целому ряду причин.
Не только в России массовый рынок мототехники обеспечивается за счет китайских производителей. Не так много стран, где это по другому. Но, нужны и внутренние производства, чтобы уменьшить зависимость от импорта и осваивать новые технологии.