Еще один сюжет на тему Zeitgeist. Фермер в обывательском взгляде — это практически полная противоположность человеку «городскому». Мужик от сохи, грубыми мозолистыми руками он выдирает овощи и фрукты из чернозема, моет их, складывает в корзиночки, а потом на раздолбанном грузовичке везет их… куда-то. Может в ближайший магазинчик или на склад к другим таким корзинкам. Еще на ферме есть лошадки, свинки, трактора и кузницы, где эти трактора чинят с помощью молотка и гаечных ключей. Никаких компьютеров, никаких телефонов, кроме дисковых. Конечно, после выхода видео «Russian Cyberpunk Farm» этот стереотип затрещал, но выдержал.
Однако, именно в фермерском хозяйстве Америки уже несколько лет идет настоящее «киберпанк»- противостояние. В нем замешаны и «огромные бездушные корпорации», и «пиратский софт», и «высокие технологии» и те самые каноничные «high tech low life». И вот как это все закрутилось...
Давным-давно все фермерство строилось вокруг лошади. Но сейчас, главную позицию на ферме занял трактор, давным-давно потеснив копытных. На нем выполняется основная масса работы. Навесное оборудование и куча модификаций позволяет использовать трактор практически для любой цели. Пахать, сажать, поливать, собирать, копать, удобрять, развозить, переносить, копать, но в другом смысле и так далее. Так вот. В Америке каждый второй трактор — это трактор производства компании John Deere. Такой золотой стандарт или проклятая монополия, смотря с какой стороны баррикад посмотреть. И сейчас немногие понимают, что нынче трактора уже достаточно далеко ушли от своих предков, которые можно было починить с помощью гаечного ключа, молотка и мата. Сейчас в любом уважающем себя тракторе «полный фарш» — компьютеры, множество датчиков, телеметрия и куча мониторов (см. картинку). Кондиционер в кабине, витраж из мониторов от разного оборудования и готовые настройки для множества режимов работы.
Вот только с большим удобством приходит и большая ответственность. Сейчас в США фермеры высказывают свое недовольство потому, что огромная корпорация лишила их базовых прав. Или они так считают. Сейчас владельцу трактора банально запрещено самостоятельно ремонтировать и настраивать свою машину. А вот это уже проблема для владельца. Вот представьте, настало время собирать картошку. А трактор не едет, потому что на мониторе опять какая-то ошибка вылезла. Лезем в толстенное руководство, ищем код ошибки и узнаем, что, допустим, засорился клапан.
Решение проблемы тоже есть в руководстве, и оно гласит: обратитесь в сервисный центр. Там это обычное решение для большинства проблем. Казалось бы, что может быть проще — достань клапан и почисти его ёршиком. Или подуй в него сильно, чтобы пыль улетела. Но нет. Самостоятельно достать его не получится — сработает датчик этого самого клапана и трактор за подобное вообще могут отключить дистанционно (хайтек во все поля). С позиции компании все понятно — тем самым они снимают с себя ответственность за возможные последствия самостоятельного ремонта. Вот возьмет это фермер, продует клапан и вставит его неправильно, а трактор возьмет и взорвется. Кто будет в этом виноват? Конечно компания, которая позволила вставлять клапаны неправильно.
А фермеру то, что делать? Вот прямо сейчас? Везти трактор из своей тьмутаракани (где обычно, и находятся большинство ферм) в сервисный центр, который находится за сотни километров? Или ждать официального ремонтника, который приедет где-нибудь через пару дней? Вас много, а он один, да и живете вы все в тьмутараканях. За это время всю несобранную картошку сожрет клятый долгоносик. Плюс за работу, что в сервисном центре, что при выездной работе, возьмут как за весь трактор целиком. Там же затраты на дорогу, затраты на амортизацию инструмента, доплата за лицензию, сервисный сбор, налог на тупость. В общем, цены кусаются. Да и ощущение: «это мой трактор, я за него заплатил, почему я не могу делать с ним то, что я захочу?» не дает гордым фермерам покоя.
Альтернатива сервисного рабства — пиратство. Оцените всю иронию ситуации: в современном мире даже американский фермер, вынужден покупать в ДаркНете пиратскую прошивку на свой трактор, которую написали украинские хакеры. Или заказывать нелицензионные модули на теневых торговых площадках. И все это просто для того, чтобы просто получить доступ к меню ремонта и настроек.
В 2015 году фермеры одержали свою маленькую победу. Весь наземный транспорт (в том числе и трактора) вывели из-под действия закона DMCA (закон о цифровом авторском праве) и теперь «взламывать» технику можно легально. То есть никаких судебных разбирательств и преследований за это уже не будет. Но и только. Это никак не обеспечивает удобство, надежность и безопасность пиратских приблуд. Вы сами должны найти, скачать, разобраться в документации и после этого рискнуть своим трактором. Ведь за использование сторонних прошивок фирма-производитель никакой ответственности не несет. А сами John Deere не собирается продавать собственные утилиты для разработки и ремонта. Как говорится — вы сами ответственны за свои поступки. И да, самое забавное, что в отношении тракторов в этом законе есть особая оговорка. Чинить свой трактор может только владелец техники. То есть не сторонний механик, продвинутый сосед или наемный специалист со стороны, а именно фермер. Так что придется многим фермерам, ратующим за свою свободу, переквалифицироваться в программисты и схемотехники. Позицию компании тоже можно понять с точки зрения капитализма, конечно. Огромная доля прибыли — это именно послепродажное обслуживание. Затраты на разработку ПО, репутационные издержки в случае поломок по вине неквалифицированного ремонта. В общем, сдавать свои позиции они не намерены. Поэтому борьба за «право на ремонт» продолжается и к чему это приведет, пока не ясно.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.