Послушаем несколько мнений.
К немарксистским «левым» можно отнести, например, «либертарианский социализм» и «синтетический анархизм». Их основные проблемы с марксизмом заключаются в следующем.
- Марксистская историология. То, что обычно называют «диалектическим материализмом» или «историческим материализмом» неприменимо повсеместно или глобально. Это применимо лишь как аналитическая или описательная теория в ограниченном контексте.
- Марксизму не хватает достаточного понимания того, что концентрация политической и социальной власти является в такой же степени источником, как и продуктом классового расслоения. Упомянутая концентрация власти, в свою очередь, неизбежно приводит к появлению бюрократических классов в якобы «социалистических» странах.
- Есть определённые политические вопросы, которые марксизм действительно не решает из-за того, что делает упор на «материализм». Производственные отношения точно также влияют на производительные силы, как и наоборот. «Базис» и «надстройка» с лёгкостью меняются ролями.
- Идея о том, что марксизм — это «наука» (точно так же, как электродинамика или генетика), неверна. Марксизм имеет очень ограниченную и зыбкую предсказательную силу.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Двойная стратегия синдикализма и либертарного муниципализма (коммунализма) — создание как можно более дружественной правовой среды для синдикалистской деятельности — это механизм, с помощью которого можно отменить капитализм.
Это многоступенчатая работа. Чтобы вытеснить капитализм и государство, необходимы сильные федеративные и демократические ассоциации. В конце концов, как только капитализм и государство будут вытеснены, эти ассоциации также должны быть ослаблены — чтобы приблизиться к более последовательной анархии.
Анархизм уже немолод, и, возможно, пришло время спросить себя, почему, несмотря на всю энергию, направленную на его пропаганду, он не распространяется... Синдикализм — вот первое и необходимое движение, направленное на вытеснение капитализма.
***
Марксизм, как и многие великие теории, полные решимости зажечь страстных и неудовлетворённых, спасти угнетённых пролетариев и свергнуть ненавистные правящие классы, исторически неправильно интерпретирует человеческую природу — навязывая конформизм и беспрекословное подчинение. Человек не устроен таким образом и всегда будет бунтовать.
Марксисты похожи на алхимиков — они действительно верят, что, если любой процесс достаточно долго выполняется как следует преданными своему делу людьми, его можно заставить работать на благо всех людей...
***
Как только человек принимает веру в коллективизм, он немедленно принимает идеи расизма, любого рода фанатизма и разнообразных форм угнетения и дискриминации.
Если не ставить на первое место индивидуальные права и свободы, в конце концов дискриминация становится приемлемой в любой форме. Основное внимание теперь уделяется здоровью и благополучию «коллектива»...
В любой момент коллектив может решить по любой причине, что определённое поведение, раса, пол, сексуальность или что-либо ещё является «нездоровым» для этого коллектива.
Когда демократическое общество выбирает «социализм», оно немедленно дискриминирует тех, кто не выбирал социализм. И немедленно начинается путь вниз по скользкой дорожке...
***
Марксизм так же наивен, как и религиозные заявления о том, что человечество обязательно «кончит» счастливым общинным раем. Нет никакого неизбежного и необходимого коммунистического рая, ожидающего нас. Независимо от того, что произойдёт в Истории...