Найти в Дзене

Этой темы касаться — словно раны кровавой

35 лет назад произошла страшная техногенная катастрофа — авария на четвёртом энергоблоке АЭС, расположенной в Припяти. Сила взрыва была такова, что в воздух попало 190 тонн радиоактивных отходов, а радиация превысила хиросимскую в 90 раз. С тех пор время разделено на «до» и «после» Чернобыля. Атом показал «норов» и продемонстрировал, что может быть не только мирным.

А. Пономаренко и С. Аксёнов возлагают цветы к памятному знаку (фото: В. Гусев)
А. Пономаренко и С. Аксёнов возлагают цветы к памятному знаку (фото: В. Гусев)

26 апреля стало Днём памяти жертв радиоактивных аварий и катастроф. «Чёрная быль» изменила жизнь ликвидаторов (а в их числе были ведущие химики, физики, медики, военнослужащие, инженеры) кардинально — многие из них не дожили до сегодняшнего дня и остались в сердцах соотечественников как герои, остановившие распространение радиоактивной заразы. Вчера в Симферополе прошёл траурный митинг с участием Главы Республики Сергея Аксёнова, вице-спикера Государственного Совета РК Аллы Пономаренко, членов Президиума крымского парламента, представителей Совета министров и администрации столицы, общественников и горожан. Начался он с литии об упокоении погибших, после чего к Колоколу Памяти возложили венки и цветы.

У каждого из присутствовавших на траурной церемонии — свои воспоминания о роковом дне. Алла Пономаренко рассказывает, что это была суббота, шёл дождь, люди готовились к завтрашней Пасхе. «Нарядные семьи пришли в церковь и на первых порах не полностью осознали масштабы трагедии. Я же — химик по первому образованию и сразу поняла, что произошло что-то из ряда вон выходящее. А сегодня власти делают всё возможное для оказания помощи ликвидаторам», — перебирает события Алла Аликовна.

Л. Налбандова (В. Гусев)
Л. Налбандова (В. Гусев)

Людмила Налбандова (в то время медицинский лаборант онкодиспансера) в числе первых добровольцев от Крыма попросилась в зону заражения. Она проработала там с 10 по 21 мая, но и этого хватило, чтобы подорвать здоровье. Впрочем, женщина (инвалид II группы) ни о чём не жалеет и говорит: «Мы были так воспитаны в СССР, что чужую боль принимали как свою».

Траурный митинг подошёл к концу, горожане же всё несли и несли цветы. Гвоздики, гиацинты, ирисы, розы разноцветным ковром устлали мемориал, и их яркие цвета, напоминающие о торжестве жизни, стали ещё одним символом благодарности тем, кто не пожалел себя ради ежегодного весеннего обновления природы и чистого неба для последующих поколений.

Светлана КИРЬЯНОВА