Привет! Уже год занимаюсь продажей готовых бизнесов и постоянно сталкиваюсь с тем, что продавцы вообще не понимают, как грамотно продать свой бизнес. Ставят неадекватную цену, на вопросы отвечают так, как будто о собственном бизнесе слышат впервые) Решил собрать основные моменты, как подготовить бизнес к продаже:
1. Подготовьте отчет о доходах и расходах
Составьте финансовую отчетность, из которой будет ясно, как бизнес зарабатывает и в каком состоянии находится.
Отчет нужен за период от года, чтобы оценить сезонность и динамику прибыли. Покажите движение денег: куда уходят и откуда приходят.
2. Составьте список активов, опишите процессы
При продаже вы передаете покупателю активы, которые входят в бизнес.
- оборудование и стенды
- аккаунты в соцсетях
- база клиентов
- контакты поставщиков и условия сотрудничества с бонусами
- обученный персонал
Опишите все бизнес-процессы. Покупатель должен понимать, что и когда ему делать, чтобы бизнес приносил деньги.
Если у вас не ООО, то вы не можете продать свою клиентскую базу. Вообще нужно подписывать пользовательское соглашение с каждым клиентом заново, но на практике это проблема. Поэтому базу передают как есть. Тоже самое и с названием.
3. Разберитесь с товарными остатками
Если вы продаете товары, то на момент продажи у вас будут товарные остатки. Товары, которые не продаются, покупатель вряд ли захочет платить. Товарные остатки обычно отдают по себестоимости или распродают, если покупатель счел их неликвидными.
4. Определите, по какой цене продаете бизнес
Товарный бизнес обычно продают за 12 месячных прибылей из расчета окупаемости — 1 год. Если табачный магазин приносит 150 000 рублей чистой прибыли в месяц, то его цена будет 1 800 000 рублей. Цена может быть выше или ниже, тут как договоритесь.
Цену бизнеса повышают:
- автоматизация процессов — понимание, сколько стоит клиент и сколько на этом клиенте зарабатывает бизнес
- автономность — когда от собственника не требуется много внимания
- прозрачная отчетность — когда цифры совпадают с реальностью
- положительная репутация
- отсутствие рисков и долгов
5. Найдите покупателя
Покупателя для готового бизнеса можно искать через брокера или лично. Обычно те, кто ищут сами, размещают объявления на Авито, Юле и в соцсетях. Эти площадки предоставляют большой охват.
Продажа случится быстрее, если вы знаете портрет потенциальных покупателей и делаете по ним таргетированную рекламу. В период продажи особенно важно поддерживать свой бизнес прибыльным, и при этом успевать заниматься его продажей.
6. Подпишите договор и проведите расчеты
Подпишите договор с покупателем и получите задаток. После этого покажите покупателю отчеты, проведите экскурсию, предоставьте гостевой доступ к метрикам сайта для оценки прибыли, расходов, доходов, количества клиентов или заказов. При участии брокера, договор будет трехсторонним.
После проверки покупатель и продавец подписывают договор купли-продажи бизнеса и переходят к расчетам и передаче активов:
- Для ООО — продажа 100% доли и активов, не входящих в ООО
- Для ИП и физлица — договоры о передаче активов
Если обозначите в договоре свою готовность консультировать покупателя в течение нескольких после сделки — это повысит доверие покупателя.
7. Расскажите сотрудникам, арендодателю и поставщикам
Лучше не говорить сотрудникам, арендодателю и поставщикам о планах продажи бизнеса заранее, а рассказать по факту.
Сотрудники могут запаниковать, узнав, что бизнес продается. Скажите, что привлекаете инвестора или нового партнера. Если у вас ООО, для сотрудников ничего не меняется, а если ИП — нужно будет уволить сотрудников и принять на работу к новому владельцу.
Арендодателю безопаснее рассказать о продаже бизнеса в момент сделки. Привести покупателя и представить как своего заместителя или нового директора. Если рассказать до сделки, он может повысить плату или начать искать нового арендатора.
Поставщики могут изменить условия работы для нового владельца, поэтому имеет смысл представить его как своего заместителя или нового директора. Покупатель заинтересован сохранить условия поставок. И ваше предложение будет более ценным, если вы сможете договориться с поставщиками о сохранении скидок и бонусов для нового владельца.
Если остались вопросы - пишите. Расскажу, как грамотно упаковать бизнес, чтобы продать его максимально быстро!