Что такое Инкотермс?
Экспорт товаров за границу – непростой процесс. И продавцу, и покупателю необходимо учитывать массу факторов – именно поэтому и был создан Инкотермс. Инкотермс – это сокращенные по первым трем буквам внешнеторговые термины, утвержденные Международной Торговой Палатой. Их задача – фиксировать различные аспекты внешнеэкономических торговых связей, систематизировать условия поставок. Инкотермс позволяют при помощи трех букв описывать условия купли-продажи. В настоящее время существует 11 основных терминов. Кем бы вы ни являлись – импортером или экспортером – вам точно стоит ознакомиться с каждым из них.
У Инкотермс очень интересная и долгая история – они появились даже раньше, чем ООН. Первый проект Инкотермс был разработан Международной торговой палатой (ICC) в 1921 году, а в 1936 году эта идея воплотилась в жизнь. С тех пор условия Инкотермс менялись, исправлялись и дополнялись. Последняя версия Инкотермс появилась совсем недавно – в январе 2020 года.
Что регулирует Инкотермс
«Зона ответственности» Инкотермс – это:
- Стоимость отгрузки и перевозки.фрахта: Инкотермс определяет, которая из сторон (покупатель–продавец) платит за отгрузку и фрахт.
- Место доставки: Инкотермс обозначает пункт фактической передачи товара (и прав на него) от продавца покупателю.
- Регулирование импорта и экспорта: Инкотермс указывает, какая из сторон организует таможенную очистку при экспорте и импорте.
- Страховое покрытие: Инкотермс прописывает, кто должен оплачивать страховку.
Группы Инкотермс
Условия Инкотермс можно разделить на 4 группы:
- Группа E (EXW): У продавца – минимум затрат и обязанностей.Переход обязательств осуществляется в месте отправки. Продавец предоставляет товары покупателю на предприятии-изготовителе или своем складе и не отвечает за погрузку товара.
- Группа F (FOB, FCA, FAS): На плечи продавца ложится транспортировка товаров до определенного места, которое указано в договоре. После этого всю ответственность за груз несет покупатель. Уточнение – основная перевозка не оплачивается продавцом.
- Группа C (CFR, CIF, CPT, CIP): Продавец оплачивает основную транспортировку и несет ответственность за товар до тех пор, пока тот не прибудет в терминал прибытия для основной перевозки. После того, как товар погрузят на тот или иной транспорт, все риски несет уже покупатель.
- Группа D (DDP, DAP): У продавца – максимум рисков и и затрат. Он несет все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.
Как видите, по мере движения от группы E в группе D, уменьшаются риски покупателя, а риски продавца, наоборот, увеличиваются.
Инкотермс и типы транспорта
Не все условия Инкотермс предполагают доставку любым видом транспорта (по морю, воздуху, железной дороге и т.д.). В зависимости от разновидности транспортного средства приходится выбирать наиболее подходящий способ доставки.
Условия Инкотермс, которые «сочетаются» с любым видом транспорта:
- EXW (Ex Works)
- FCA (Free Carrier)
- CPT (Carriage Paid To)
- CIP (Carriage and Insurance Paid To)
- DAT (Delivered at Terminal)
- DAP (Delivered at Place)
- DDP (Delivered Duty Paid)
Условия Инкотермс, которые предполагают транспортировку груза водными видами транспорта:
- FAS (Free Alongside Ship)
- FOB (Free on Board)
- CFR (Cost and Freight)
- CIF (Cost, Insurance, and Freight)
Основные условия Инкотермс
Отгрузка товара, таможенная очистка, оплата налогов и пошлин, страховка – существует много аспектов, от которых зависит выбор подходящих условий Инкотермс. Мы кратко обозначим Инкотермс, которые пользуются самым большим спросом на рынке внешнеэкономической деятельности.
Ex Works (EXW, франко-склад)
Ex Works возлагает минимум бремени на плечи продавца. Организовать транспортировку и платить за нее должен покупатель. Также он ответственен за погрузку контейнеров. Продавец не обязан ни проводить погрузку товара на то или иное транспортное средство, ни заниматься таможенной очисткой.
Free On Board (FOB, франко-борт)
Продавец обязуется доставить товар в порт и погрузить его на указанное покупателем судно. Расходы по доставке товара на борт лежат на продавце. После погрузки вся ответственность переходит на покупателя; также им необходимо оплатить таможенные пошлины в стране прибытия. Покупатель отвечает за организацию и оплату фактической стоимости доставки от порта отправления до порта назначения.
Cost and Freight (CFR, Стоимость и фрахт)
Продавец организует транспортировку товаров к обозначенному в договоре конечному порту, оплачивает доставку товара, погрузку и фрахт судна. Ответственность за товар передается покупателю, когда судно доходит до порта назначения. Покупатель несет расходы по страховке.
Cost Insurance and Freight (CIF,Стоимость,страхование и фрахт)
То же самое, что Cost and Freight (CFR). Единственное отличие – основную перевозку страхует продавец.
Carriage Paid To (CPT,фрахт/перевозка оплачены до)
Продавец доставляет товары основному перевозчику (которого указал покупатель) и оплачивает основную перевозку до указанного в договоре терминала. Расходы по страховке, импортной растаможке и доставке с терминала прибытия основного перевозчика несет покупатель.
Carriage and Insurance Paid To (CIP,фрахт/перевозка и страхование оплачены до)
То же самое, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
Delivered at Place (DAP, поставка в место назначения)
Продавец обязуется доставить в определенное место готовый к разгрузке товар. На продавца ложатся расходы по доставке продукции до места назначения, на покупателя – за таможенную очистку и уплату пошлин.
Delivered Duty Paid (DDP, Доставлено, пошлина оплачена)
На плечи продавца ложится вся ответственность за товар, все риски и все затраты. Он оплачивает пошлины и таможенную очистку. Товар доставляется покупателю ку в место назначения, указанное в договоре, очищенный от таможенных пошлин и рисков.
График уровня рисков для покупателя и продавца:
Выбор подходящих условий Инкотермс
Выбор наиболее подходящих и выгодных условий – задача не из легких. Чтобы найти идеальное решение, нужно тщательно взвесить все «за» и «против».
- Всегда ориентируйтесь на свой опыт в сфере ВЭД. FOB и FCA – самые популярные условия Инкотермс, которые обычно подходят и покупателю, и продавцу. Это если можно так выразиться, логичные условия: продавец отвечает за товары, когда они находятся на его территории, а покупатель отвечает за перевозку груза и т.д. Риски продавца заканчиваются, когда товар погружен на судно/другое транспортное средство, а далее уже покупатель контролирует все затраты и координацию по грузу, который должен прийти в конечный пункт назначения.
- Если вы более опытный импортер и хотите полностью контролировать весь процесс от «а» до «я» и не боитесь рисков и сопутствующих расходов, то вам подойдут условия EXW.
- Обратное можно сказать про DDP (Delivered Duty Paid). Это единственные условия, согласно которым продавец отвечает за импортную очистку и оплату всех налогов и пошлин. Если экспортер предпочтет работать на таких условиях, ему, вероятнее всего, придется получать импортную лицензию. Опытный экспортер может счесть условия DDP выгодными, так как все он сам берет под контроль все процессы. Такой «тотальный контроль» может помочь увеличить прибыль. DDP – не самые подходящие условия для тех, кто планирует доставлять груз по морю. Когда же речь идет, скажем, об срочных авиаперевозках, то они полностью оправданы.
- При условиях DDP покупатель теряет влияние на логистическую часть структуры себестоимости, которая в зависимости от особенностей товара может превышать 15%. Также исчезает опция гибкого планирования поставок – продавец, а не покупатель отвечает за выбор транспортного средства и маршрута. Прежде чем подписать контракт с условием DDP покупателю стоит просчитать себестоимость товаров при самостоятельном осуществлении перевозки через логистические компании. С другой стороны, при тесном и прозрачном партнерстве с продавцом условия DDP могут оказаться для импортера полностью оправданы – он будет полностью освобожден от операционной работы по организации поставок.
- Мы уже упомянули, что по мере движения от группы E к группе D уменьшаются риски покупателя и увеличиваются риски продавца. Это, бесспорно, так. Если что-то пойдет не по плану, потери будут на стороне, отвечающей за этап, на котором возникла проблема. При негативном сценарии (если сложности возникают при нарушении правил регулирования) сумма потерь может составить стоимость партии товара и штрафов.
- Конечно, многие случаи покрывает страховка, но любая задержка товара все равно означает упущенную выгоду. Тем не менее не торопитесь переложить на контрагента максимум рисков – чем больше процессов остается на вас, тем больше вы можете влиять на экономику поставки. При качественном управлении цепями поставок внутри компании или при помощи логистических партнеров на аутсорсинге импортер способен гибко регулировать затраты в структуре себестоимости товаров, а экспортер получает больше свободы в ценообразовании.