Найти в Дзене
В городе Жить

Расстаться, чтобы встретиться снова. Участники ВОВ о любви на войне.

“Сегодня я получил от тебя три письма, в которых было фото. Какое счастье, я вновь связан с тобой мыслями и словами…”, — в руках ветерана Великой Отечественной войны Георгия Михайловича Кулешова пожелтевший от времени лист бумаги. Дата — 30 мая 1943-го. Это письмо, которое он написал с фронта своей Вере. С жительницей деревни Давыдково, что недалеко от подмосковного города Клина, артиллерист познакомился во время войны. Неожиданная подруга по переписке стала его спутницей жизни.

Люди всегда выбирают жизнь. И этот выбор в критический момент становится выше всех идеологических и общественных установок, выше норм морали и права, рассуждений о здравом смысле и несхожести характеров.
Люди всегда выбирают жизнь. И этот выбор в критический момент становится выше всех идеологических и общественных установок, выше норм морали и права, рассуждений о здравом смысле и несхожести характеров.

Случайная встреча

Георгий Кулешов записался добровольцем в Красную армию сразу же, как узнал о вероломном нападении фашистов на Советский Союз. Прошел всю войну, участвовал в битве за Москву, в ликвидации бандеровских банд на Западной Украине, в Орловско-Курской битве, дошел до Берлина.

— Моя война началась в ноябре 1941 года, когда нас, выпускников артиллеристской школы, привезли в Подмосковье, — вспоминает Георгий Михайлович. — Батальон вышел к каналу Москва — Волга, недалеко от города Яхромы. Там я впервые и осознал все ужасы войны. Получилось так: отбили мы танковую атаку, погнались за оставшимися машинами, я бегу, смотрю, передо мной немец с автоматом. Подумал: вот и конец. Ударил своим карабином по оружию противника и выбил из рук фашиста. Потом прикладом со всей силы стукнул фрица по голове, тот упал. Только затем вспомнил, что винтовка заряжена, и пристрелил немца.

Канал наши войска отстояли, враг был отброшен. А пятого декабря началось уже легендарное контрнаступление советских войск под Москвой. Бригада, в которой служил Георгий Михайлович, дошла до границ Московской области.

— Мы выполнили задачу: разбили немцев, и нас отправили на отдых в Клинский район. Разместились мы в деревне Давыдково, — рассказывает Георгий Кулешов. — Однажды к женщине, у которой мы квартировали, пришла племянница Вера. Приметил я тогда девчонку: славная, симпатичная. Мы разговорились, стали дружить. Часто встречались, я провожал ее до дому, ходили на танцы. Через месяц меня отправили на фронт. Мы с Верой договорились, что будем писать друг другу.

11 февраля 1942 года Георгий написал девушке первое письмо: “Здравствуйте, Вера! С приветом к Вам Георгий. Прошло уже несколько дней, как с Вами расстался в Давыдково. Как ни странно, я хочу изложить все то, что я испытываю после нашей разлуки. Да, забыть очень трудно, ту минуту (это в 13 часов, когда мы с Вами расстались). И вот настала скучная пора…”.

Так и началась переписка красноармейца и простой деревенской девушки. Продолжалась она пять лет. Он рассказывал о том, как они бьют немцев. Она — как жила, училась. Оба надеялись когда-нибудь встретиться. Любопытно, но только через несколько лет после окончания войны, когда молодая семья Кулешовых обосновалась в Красноярске, Георгий Михайлович с радостью узнал, что жена сохранила все письма, которые он писал ей с фронта.

— Мысли о девушке, которая верит и ждет, меня духовно и морально поддерживали, — говорит Георгий Михайлович. — На передовой было тяжело. А получишь письмо, прочитаешь, и как-то радостнее становилось на душе.

Есть в архиве этой семьи не только письма, но и открытки. Одна из них датирована 11 мая 1945-го. Вера поздравляет Георгия с днем рождения: “Привет тебе, мой дорогой! Жорочка шлю тебе свой сердечный привет и желаю самого наилучшего в твоей молодой жизни. <…> Жорочка, миленький, я прошу, ты пиши чаще, а то пропадаю от скуки. Пиши, я жду с нетерпением”.

-2

Спасение в прекрасном

— Вообще же нам, передовым, не до любви было. Немца бить надо, — говорит Георгий Кулешов. — Это в минуты затишья, конечно, случались встречи, разговоры. Но наше командование строго относилось к отношениям между мужчинами и женщинами. Если ты дружишь — дружи. Ну, а если любовь, то необходимо официально оформить отношения. Случаев таких много происходило: машинистки, например, выходили замуж за бойцов. Загсов, правда, не было, поэтому расписывал новобрачных командир...

Действительно, несмотря на все ужасы и лишения, переполнившие то время, жизнь все равно шла своим чередом. И чувства у людей оставались человеческими. Так, Марина Евдокимова говорит, не случись войны, не было бы и ее на этом свете.

— Моя бабушка, выпускница мединститута, прямо со студенческой скамьи попала в госпиталь, на самой передовой, — рассказывает красноярка. — И там у нее вспыхнул роман с главным врачом, хирургом, у которого уже была семья в Ленинграде. В 1944-м она родила своего единственного сына — моего папу. Родного деда я ни разу не видела, они с бабушкой после ее отъезда с фронта даже не переписывались, у него вроде как законная семья в блокаду выжила. Однако разве можно жалеть обо всем, что с ними случилось, о чувстве, неожиданно зародившемся под бомбежками и артобстрелами?

В войну действительно было немало таких неожиданных, ярких и в то же время коротких романов. Как говорят современные психологи, это еще раз подчеркивают тот факт, что люди даже в экстремальной ситуации, даже в период боевых действий всегда выбирают жизнь. И этот выбор в критический момент становится выше всех идеологических и общественных установок, выше всех норм морали и права, рассуждений о здравом смысле и несхожести характеров.

О спасительной силе таких естественных человеческих чувств говорят многие фронтовики. А уж сколько художественных произведений (повестей, рассказов, стихов и кинофильмов) было создано на эту тему — не перечесть. Наш земляк, писатель Виктор Астафьев в своем творчестве нашел противовес разрушительной стихии войны — созидательную силу любви. Пожалуй, самым ярким примером тому служит современная пастораль, так назвал свое любимое детище красноярский писатель, “Пастух и пастушка”.

В своих комментариях Виктор Петрович написал: “К этой поре [середина 50-х] я уже чуть отошел от войны, мог на нее смотреть немного отстраненно и даже кое-что осмыслить. Вышло несколько моих книг, они приносили мне радость, маломальские деньги, но не удовлетворение. Тоска по “настоящему”, по “моему” произведению томила меня, и я ощущал в себе к нему позывы, но что это, как это — не понимал”. Ответом на все внутренние вопросы стала для писателя история любви красноармейца Бориса Костяева и Люси, описанная им в повести “Пастух и пастушка”.

-3

Вам и не снилось

За примерами созидательной силы любви, о которой так много написано, далеко ходить не надо. В декабре 2007 года жители нашего города стали свидетелями одного из тех событий, которые, кажется, возможны только в книгах о любви. Как говорят: вам и не снилось… Красноярец Иван Бывших и немка Элизабет Вальдхельм сыграли свадьбу, которую они ждали 62 года.

Молодожены познакомились в 1945 году. Он комендант немецкого села, она — дочь бывшего солдата рейха. Иван влюбился в Элизабет с первого взгляда, ее же эта встреча совсем не впечатлила. “Когда я его увидела в первый раз, я подумала, господи, какой он толстый!” — призналась в одном из интервью Элизабет Вальдхельм.

Иван Бывших вспоминает: “Мне надо было сразу убегать, потому что я чувствовал —влюбился. Я до этого не только ни одну девчонку не целовал, а даже за руку не брал. Не потому что такой скромный, а просто некогда было. Война шла”.

После Победы советский солдат и немецкая девушка прожили вместе всего полгода, еще десять лет переписывались почти каждый день. А потом Ивана вызвали в органы и попросили, как говорится по-хорошему, прекратить переписку с подданной капиталистической страны. Выхода не было, в последнем письме он сообщил, что женится. Они расстались, но не забыли друг друга. Она вышла замуж только в 47 лет. Он дважды был женат и последние 30 лет жил один. Никто из них даже не мог предположить, что марш Мендельсона прозвучит для них еще раз.

Влюбленные встретились благодаря книге. В 90-х Иван Бывших написал документальную повесть о своей жизни. Некоторых читателей так растрогала рассказанная им история любви, что они решили разыскать возлюбленную русского солдата. Лизу нашли в 2005 году. Два года она жила между Красноярском и Люксембургом. Пожениться сразу мешали обстоятельства: бывший муж долго не давал фрау Вальдхельм развод. Суд несколько раз переносили, после расторжения брака она сразу поехала в Красноярск. А еще через два дня влюбленные подали заявление в загс.

После свадьбы супруги решили жить в России. Иван не захотел переезжать в Германию, фрау Вальтхельм с радостью согласилась. Она оставила два своих особняка в Европе и переехала в Сибирь, в крохотную двухкомнатную квартиру. Правда, по причине ее неважного самочувствия им приходится иногда расставаться — Элизабет вынуждена уезжать на лечение. Однако несмотря ни на что, они все равно — счастливая пара.

Текст Андрей Мужщинский

Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №42 от 26 марта 2010 года.