ЗДЕСЬ - предыдущая статья цикла "АЭЛИТА" 1924 г.
Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!
Задавшись целью пересмотреть все ранние «космические» фильмы СССР, я и не предполагал – какому... непростому испытанию придётся себя подвергнуть. После «Аэлиты» рассчитывал перемахнуть лет через тридцать пять и замахнуться на визуальные эксперимента знаменитого Павла Клушанцева, но выяснилось, что... в общем, рановато нам ещё в пятидесятые! Потому что был в СССР тридцатых годов ещё один фильм, консультировал который непосредственно К.Э.Циолковский, и один только этот факт – понятное дело – предвещал как минимум мощнейший научный базис постановки. Так что сегодня речь пойдет о картине 1935 года «Космический рейс», в создании которой отец советской космонавтики, действительно, принимал самое деятельное участие, более того, - отнёсся к процессу крайне ответственно, выдвинув съемочной группе несколько обязательных условий. В фильме непременно должны были наличествовать: взлётная эстакада, масляные ванны, в которых космонавты облегчают себе перегрузки при старте и прохождении плотных слоёв атмосферы, невесомость, «лунные прыжки», черное небо и немигающие звёзды. Разумеется, всё это было выполнено – причём, ценою немалых усилий и технических ухищрений!
И ещё одно необходимое предисловие... «Космический рейс», оказывается, мало того, что получил международное признание, так ещё и самые высокие оценки от профильных специалистов – космонавтов всамделишных, не говоря уж о критике – тогдашней и современной! То есть, придётся заранее давить в себе критически настроенную гадину... Святого – не трожь! Тридцатые – не тридцатые, а смотри и восхищайся. Ладно, попробую...
Итак, посмотрел!
Абсолютно футуристическая Москва 1946 года – вероятно, такая, какой её хотел бы видеть Иосиф Виссарионович... Или, вернее, какая тешила бы его автократические претензии через десять лет – не случись понятно чего!
Экспериментируя с полетами на Луну, профессор Карин отправляет туда то кролика, то кошку... но кролик погибает, а котейко исчезает бесследно. Параллельно занимающийся Луной орденоносец академик Седых, несмотря на неудачи коллеги, решает таки отправиться туда на поражающем воображение своим гигантизмом ракетоплане «Иосиф Сталин» (ну а как ещё?) И хоть Карин категорически против полёта Седых (он даже демонстрирует ему трупик кролика – дескать, вот, видите! 100 000 километров над Землёй – и разрыв сердца!.. На что Седых резонно замечает, что он-то – не кролик ), академик собирает чемодан (!!), приглашает в полёт ассистентку Марину, попутно прихватывает с собой проникшего в ракетоплан пионэра и изобретателя Андрюшу и... ага!
Тут, конечно, есть повод изрядно поиронизировать... На секретнейший (!!!) объект с новейшими космическими разработками шляются все, кому не лень: пионэры, пенсионеры, экскурсии... Да и охраняются это заведение гораздо беспечнее, чем сейчас - магазин «Пятёрочка». Даже удивительно - куда смотрят презренные наймиты мирового имперализма? Им что - вообще ни капельки не интересно - что мы тут такое понаизобретали? А решение о полёте академик Седых принимает единолично. Да, вот так: дай-ка я слетаю на Луну! Докажу этому невеже профессору Карину ошибочность его взглядов! Сказано – сделано, «поехали!..» Отвечающая в фильме за юмор супруга академика прибегает на стартовую площадку с валенками («Собрался мой старик на Луну, холод там – минус 270, а валенки забыл!»), но уже поздно... Хорошо ещё, что дома академик выложил из чемодана галстуки!! И в самом деле - что их - поверх скафандра там напяливать?
Впрочем, довольно иронии!.. Потому что сам полёт и пребывание троицы космонавтов на Луне снято... Вы только задумайтесь – 1935 год! Климент Ефремович Ворошилов ещё на полном серьёзе уверен в значимости роли конницы в современной войне! На голом энтузиазме и голыми же руками строятся заводы и фабрики. А тут – невесомость!..
Да, конечно, кукольная мультипликация – заметна, но ведь точно также она была заметна (и даже не скрывалась) и в «Новом Гулливере» Птушко, и в гораздо более поздних голливудских лентах пятидесятых и даже шестидесятых годов (знаменитые монстры Рэя Харрихаузена). А несколько утрированное всенародное ликование после возвращения академика Седых, очаровательной Марины и, разумеется, пионэра Андрюши (кстати, Котэ со второй ракеты профессора Карина тоже возвращается!) на самом деле – всего лишь удивительное предвидение реакции советского народа на полёт первого спутника, Белки и Стрелки и, конечно, Гагарина. Пожалуй, авторы фильма даже поскромничали!
Неудивительно, что премьера «Космического рейса» состоялась сразу в Кремле! Думается, что человеку, именем которого был назван киношный ракетоплан, всё понравилось: ведь тут были и удивительный чудо-город Москва из будущего, и «первые на Луне» - разумеется, советские люди, и торжество идей социализма!
Страшно даже подумать – какие успехи в освоении советским кино космоса нас ждут в следующей статье! Самому любопытно!
ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу
ЗДЕСЬ – краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ»
С признательностью за прочтение, не болейте и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ