Найти тему
Good Old Nerpach

Что означает символ черепа в Империуме Warhammer 40000

Какую роль череп играет в Империуме Человечества как символ и как предмет

В прошлом выпуске: Искусство и визуальные образы периода «Ереси Хоруса» на примере Сангвиния и Фулгрима

Во вселенной Вархаммера 40к геральдика и символика имеет важную культурную и религиозную роль, в частности для Империума. При всей внешней мрачности символ человеческого черепа несет в себе множество положительных смыслов.

Символ черепа в культуре

Символы меняются вместе с человеческой культурой, отражая различные векторы ее развития. И символика черепа в Вархаммере наглядно это демонстрирует. Но его история явно делится на 30 и 40-е тысячелетие. Так в 30-м тысячелетии эмблема черепа встречается не часто. Легион Повелителей Ночи использует череп с крыльями летучей мыши как герб и на эмблеме легиона Гвардии Смерти череп в круге с зубцами. В остальных случаях он второстепенный элемент украшения брони.

Вся культура Империума строилась на Имперской Истине, рациональной атеистической философии. А вот в 40-м тысячелетии череп становится одной из самых заметных эмблем в геральдике всех гражданских и боевых подразделений. Что связано с распространением религии, Имперского кредо, по всей территории Империума.

В реальной же истории человеческий череп одна из наиболее древних эмблем, существующая со времени появления первых культур. Так в античности череп символизировал изменчивость судьбы. Использовался так сказать в магических обрядах и нес значение устрашения и смерти.

С приходом христианства значение символа расширяется и наполняется новыми смыслами. Символ черепа получает название «Адамова голова». Считалось что череп и кости первого человека Адама захоронены на горе Голгофа. Кровь распятого Христа омыла череп и символически смысла грехи человечества, вследствие чего эмблема черепа с костями стала означать освобождение от смерти и бесстрашие перед ней.

В искусстве Возрождения и Нового времени череп связан с идеей смерти как неизбежного конца жизни. Но одновременно символ черепа несет в себе идею душевного спокойствия и стойкости перед ударами судьбы.

Знак использовался в монашеской среде, хотя и не обрел популярности в геральдике. Но с 18 века стал популярным в армии. И, оцените широту географии, где хоть раз применялся символ! Его использовали в армиях большинства Европейских стран. Чаще всего он применяется для формы ударных частей и артиллерии. Эмблеме придавали значение бесстрашия и смертоносности. В русской армии череп с костями становится символом бессмертия. Его изображали на головных уборах, шевронах и даже технике. В этом виде старая воинская традиция попадает в Вархаммер. Вы же помните, что он из Европы?

Череп в геральдике Вархаммера

Вместе с имперским орлом череп одна из наиболее часто встречаемых эмблем в геральдике. Ее рисуют на знаменах, наплечниках, поножах, шлемах и тд.

В 42-м тысячелетии Эмблема черепа появляется на гербах орденов: Копья Императора, Обреченные орлы, Патриархи Улисса, Штормовые крылья, Стражи Мавзолея, Карминовые клинки, Кающиеся Ангелы и многих других.

Нередко череп служит для тактических обозначений рот и отделений. В этом случае у него меняется цвет или рисуются дополнительные знаки.

Он также встречается в символике большинства внутренних структур орденов космодесанта, такие как Реклюзиариум, Библиариум, Армориум. А еще является обозначением командного состава в большинстве кодексных орденов Астартес. Загнутые рога на черепе-эмблеме библиариев это прямая отсылка к античности. Рога считались признаком связи с высшими силами и божественным знаком. Так например изображали на монетах Александра Македонского.

Череп стал центральной частью гербов двух старших боевых орденов Сестер Битвы: ордена Серебряного покрова и Пресвятой девы мученицы. В обоих случаях череп изображается вместе с лилией. Череп присутствует и на общей эмблеме Адептус Сороритас в центре лилии. Здесь он обретает значение смертоносности для врагов и святого мученичества. Многие известные сороритки погибли в тяжелых боях и прародительницы их орденов становились святыми.

Череп расположен в центральной части эмблемы Эклезиархии, государственной церкви Империума. Он же часто встречается на эмблемах её подразделений.

Адептус Механикус по сути своей существуют отдельно, но необходимо вспомнить и про их знаменитый символ в виде черепа, одна сторона которого аугментирована. Религия механикус ставит служение Омниссии, Богу-Машине, превыше всего, и механический череп символ превосходства металла и технологии над слабой плотью. Но часть механикусов не согласна с этим утверждением, и с их точки зрения человеческая плоть так же важна. Для них наполовину аугментированный череп является символом равновесия между плотью и машиной.

Награды с символом черепа

Череп один из основных символов для наград в Империуме. Так наиболее почетная награда для космодесанта Крукс Терминатус изготавливается в виде креста с черепом в центре. Ею награждаются только почетные боевые братья, ветераны, она всегда присутствует на терминаторской броне, еще бы, ведь только братья, имеющие крукс терминатус могут облачиться в данную броню.

В случае с броней терминатора, она же тактическая броня дредноута, крукс терминатус расположен на наплечнике, но он может иметь и меньшие размеры, будучи закрепленным на броне или носимым как подвеска. Не стоит забывать и что смерть для космодесантника не всегда означает конец служения, поэтому Крукс терминатус как знак почета может быть на броне дредноута, либо на корпусе иной техники. Ее визуальная часть немного отличается у орденов, но основа всегда одинаковая.

Потеря знака означает бесчестье для всего ордена. Дело не только в авторитетности награды, но и материале. Считается что в нем частица доспеха самого Императора. Что делает эту награду еще и реликварием, то есть предметом для хранения священной реликвии. Изредка встречаются варианты эмблем с черепами животных, как у Космических Волков. Они используются в центре волчий череп вместо человеческого.

Один из самых известных почетных знаков с черепом это Икона Караула Смерти. Выдается каждому астартес, который с успехом прошел службу в элитном подразделении охотников на ксеносов. Обычно бойцы продолжают носить знак и после окончания службы уже в рядах своего ордена на одном из наплечников.

Даже простые штифты за выслугу лет делаются в виде небольших черепов. У каждого ордена свои правила, но как правило каждый из них выдается за 10, 20 или 200 лет службы.

На многих почетных значках, медалях и орденах Имперской гвардии череп тоже обрел свое место. Например, Лавровый венец медузы за компании на Медузе V. Значок Золотой череп, вручаемый посмертно павшим в героическом бою солдатам. Медаль Крылатый череп для офицеров, череп с крыльями орла, который часто носится ими на наплечниках. И еще огромное число полковых наград, за бои на внутренних и внешних рубежах.

К слову, на медалях и знаках постоянно повторяющийся набор эмблем: череп, аквила, крест, звезда и лавровый венок. А это признак развитой и упорядоченной наградной системы с глубокими корнями.

Череп как священная реликвия и просто полезный предмет в 42-м тысячелетии

Череп в культуре Империума используется не только в нарисованном виде. Имперская истина почитает огромное количество святых, и предметы, связанные с ними, например, одежда, доспехи или их кости. Что является прямой отсылкой к средневековой культуре. Приблизительно с 10 по 14 век в Европе священные реликвии имели огромный авторитет в глазах людей с религиозным сознанием. Ими стремились обладать правители и главы рыцарских орденов для придания веса своей власти и поднятия боевого духа в войсках.

Часто на изображениях, или в книгах можно встретить настоящие черепа прямо на броне космодесантника. Как правило они крепятся на щиты, цепочки, или устанавливаются в специальные рамки. В таком виде их можно рассматривать как священные реликвии, в разной степенью значимости. Подобные грозные символы должны устрашать врага и служить прямым напоминанием бойцу о своем долге и спасении души.

Многие астартес носят на доспехах или в специальных сосудах кости своих павших боевых братьев или избранных служителей своего ордена в знак большого уважения и почета к их заслугам, либо кости поверженных врагов как знак своего превосходства над ними и память о славных и страшных битвах. Хорошим примером последнего могут послужить ветераны тиранидских войн, в геральдике и украшениях которых стала появляться отрубленная голова генокрада.

Есть у черепов на доспехах и чисто практическая функция, своеобразное декорирование функциональных устройств. В них могут быть встроены устройства для переговоров. Так в черепа на доспехе Мефистона, верховного библиария Кровавых Ангелов, встроены механизмы для переговоров, которыми он постоянно пользуется на поле боя.

Пожалуй, одна из самых необычных реликвий — это череп с обсидиановыми зубами. Это пожелтевшая кость головы орка. Его добыл в бою святой Витриан при обороне мира Эпокан. Череп является символом победы человека над ксеносами и мощи Бога-Императора который способен преодолеть даже самого ужасного врага.

Еще один яркий образ из вселенной Вархаммера это капелланы. Их маски сделаны в виде черепов. Они не только боевые братья, но и духовные наставники ордена. В их обязанности входит следить за соблюдением ритуалов и поддержанием боевого духа, а также хранение реликвий и истории ордена. Известно, что капелланы крайне редко снимают свои маски за пределами ордена, и обычные люди всегда видят только голый череп с горящими красными линзами глаз.

И как не вспомнить про серво-черепа, яркую деталь повседневности в мире Вархаммера. Они делаются из настоящих черепов умерших праведников. Внутрь встраиваются механизмы и антигравитационные генераторы за счет которых череп свободно парит в воздухе и передвигается. Чаще всего они используются как устройство для записей переговоров или осветительный прибор, но на самом деле есть множество вариантов их применения. Многочисленные служащие Империума имеют при себе один или несколько сервочерепов, которые нередко сделаны из их близких, боевых товарищей или наставников.

Итак, символ черепа в Вархаммере несет положительные значения. Быстрая смерть для врагов и напоминание о высоких духовных идеалах, а также, что не менее важно, о преемственности поколений в борьбе с врагами человечества, о том, что их подвиг, их вклад не забыт, а их дело живо!

Над текстом работала Марина Бочарова. Текст читал Антон Кондаков. Редактор — Антон «Нерпач» Скнарь.